Главный вывод аналитического доклада - прибыльность от использования инновационных VR/AR/MR-технологий в коммерческом секторе экономики в среднесрочной перспективе будет существенно превалировать над чистой прибылью потребительских сегментов рынка.
Как показал анализ, проведённый экспертами, трудозатратные, многосложные и энергоёмкие проекты, основанные на уникальных бизнес-идеях, требуют масштабных инвестиционных ресурсов и могут быть реализованы только на дорогостоящем специализированном оборудовании, не предназначенном для сферы малобюджетного B2C потребления. В итоге, по прогнозам аналитиков, несмотря на длительный срок окупаемости, около четверти от всего объёма VR/AR/MR-устройств, будут предназначаться для применения преимущественно в коммерческом B2B секторе. В докладе также отмечается, что, например, сфера VR-технологий ещё мало востребована и рыночные ниши здесь пока не способны приносить стабильную прибыль. По опросам пользователей, VR пока не представляет для них особой потребительской ценности. И это лишь один из факторов, доказывающий, что в практике применения VR-устройств коммерческая часть рынка лидирует по прибыльности, оставляя на вторых ролях потребительский сектор. В котором пока не нашло широкое применение также и AR, не говоря уже о более мудрёных MR-устройствах. А также есть сложности и с широким распространением технологии XR - зонтичном комплексе устройств сверхкомпасирования, объединяющих в себе VR, AR и MR.
* * *
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА VR/AR/MR-ТЕХНОЛОГИЙ
VR (Virtual Reality) — «виртуальная реальность» является системой визуализации виртуальной среды, поскольку VR-технология предполагает абсолютное погружение сознания пользователя в виртуальную реальность, которая создаётся при помощи компьютерных средств в реальном масштабе времени.
AR (Augmented Reality) — представляет собой «дополненную реальность», поскольку посредством AR-технологии компьютер генерирует не новую реальность, а лишь добавляет виртуальные объекты на картинку реального мира.
MR (Mixed Reality) — создаваемая особым образом «смешанная реальность», которая посредством интегрированной MR-технологии объединяет виртуальную и привычную реальность до такой степени, что сознание пользователя не имеет фактической возможности отличить одно от другого. Для этого компьютер «дорисовывает» 3D-объекты, дополняя ими реальный мир, распознаёт предметы и анализирует предметы, наложенные на изображение. В итоге получается реальная среда с виртуальными цифровыми объектами.
XR — это термин сверхкомпасирования, который включает в себя AR, VR и MR. XR означает комплекс устройств, объединяющих в себе несколько разных технологий. При этом сам XR не имеет отношения к какой-то конкретной технологии. Термин обозначает, что между технологиями много общего и исследователи / маркетологи / разработчики часто занимаются проблемами каждой из них. Некоторые разработки по XR, к примеру, позволяют пользователю заимствовать объекты из реального мира и копировать их в виртуальный, и наоборот.
* * *
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ИТ-КОМПАНИЙ
Система поддержки российских ИТ-компаний подробно описана в Дорожной карте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России).
ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ «СКВОЗНОЙ» ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»
https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019vrar.pdf?ysclid=l17qv6e06k
Инструменты поддержки, нацеленные на достижение технологических и финансово-экономических преимуществ распределены, исходя из следующей логики, согласно уровням TRL (Technology Readiness Level - Уровни готовности технологии):
1. Поддержка программ деятельности лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ). В рамках Дорожной карты предусмотрено создание 4 ЛИЦ: разработка прорывных проектов в сферах Промышленности, Образования, Создания устройств обратной связи, Технологии оптимизации передачи данных (TRL 1-6).
2. Грантовая поддержка малых предприятий: поддержка проектов на уровне TRL 1-5 для прототипирования, TRL 7-9 для масштабирования.
3. Поддержка компаний-лидеров: со-финансирование компаний-лидеров для проведения пилотных внедрений в размере 50/50 (TRL 6-9).
4. Поддержка проектов по цифровому преобразованию приоритетных отраслей экономики: гранты на прототипирование, масштабирование (TRL 6-9).
5. Поддержка региональных проектов: гранты на масштабирование, пилотирование, внедрение и тиражирование (TRL 6-9).
6. Предоставление субсидий кредитным организациям предоставление льготной ставки по кредиту для масштабирования, тиражирования проектов (TRL 7-9).
7. Поддержка промышленных разработок.
Целенаправленная разработка, последовательная реализация и всесторонняя поддержка программ и проектов по внедрению VR/AR/MR-технологий и субтехнологий в отрасли, сектора и сегменты экономики позволит в среднесрочной перспективе спрогнозировать:
* технологическое лидерство,
* финансовую независимость,
* экономическое развитие,
* социальный прогресс.
* * *
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ VR/AR/MR-ТЕХНОЛОГИЙ
Как и в любой проектной деятельности экономика VR/AR/MR-проектов на базе VR/AR/MR-технологий имеет в своей структуре стоимости традиционные компоненты:
* оборудование,
* программное обеспечение,
* услуги по интеграции.
Однако, есть еще два компонента, специфичных именно для VR/AR/MR-проектов – это контент VR/AR/MR и
сценарии представления /использования контента.
В зависимости от типа внедряемого ИТ-решения, и общая стоимость проекта, и соотношение стоимостей между отдельными компонентами могут существенно различаться. Соответственно, от этого будут зависеть и форматы коммерциализации.
В этой связи наиболее важным форматом коммерциализации является создание акселераторов, проектных офисов для оперативного пилотирования и тестирования VR/AR/MR-технологий и субтехнологий в условиях, наиболее близких к реальным условиям их применения.
Как показал анализ, приоритетными прикладными сферами применения VR/AR/MR-технологий и их коммерциализация в целях социально-экономического развития и поступательного повышения уровня технологического превосходства, являются:
* промышленность,
* строительство,
* транспорт,
* торговля,
* здравоохранение,
* туризм,
* маркетинг,
* реклама,
* образование,
* корпоративное обучение,
* массовые потребительские сервисы,
* интегрированные коммуникации.
* * *
Сфера применения VR-технологий
* Строительство. Интерьерные, экстерьерные и ландшафтные решения в режиме виртуальной реальности обрели возможность всесторонней и объективной оценки замыла архитекторов, дизайнеров и проектировщиков. VR-технологии могут успешно кореллироваться с инновационной технологией, называемой BIM (BIM — Building Information Modeling - технологией информационного моделирования промышленных и гражданских объектов). Что позволит отслеживать состояние объекта на протяжении всего жизненного цикла, будет способствовать улучшению качества строительства, поможет снизить риски серьёзных ошибок и потерь при реализации масштабных проектов (https://mostpp.ru/guilds_news/podkomitet-mtpp-po-inzhiniringu-sovmestno-s-assotsiatsiey-malykh-konstruktorskikh-byuro-proveli-krug/)
* Недвижимость. Использование виртуальной реальности дает возможность потенциальным покупателям лучше рассмотреть и проанализировать функциональность деталей готового объекта, еще до личного посещения (https://mostpp.ru/guilds_news/predsedatel-podkomiteta-mtpp-po-otsenke-i-ekspertize-m-a-skatov-schitaet-temu-osparivaniya-kadastrov/)
* Здравоохранение. Являясь иммерсивной технологией, виртуальная реальность открывает новые возможности изучения анатомии человека и выбора наиболее эффективных методов лечения (https://mostpp.ru/news/zdravookhranenie/proizvoditeli-medoborudovaniya-poluchat-pomoshch/)
* Туризм. Виртуальные туры стали неотъемлемой частью индустрии туризма для привлечения клиентов, предоставляя им новый уровень восприятия и ощущения присутствия в предстоящих путешествиях (https://mostpp.ru/guilds_news/podkomitet-mtpp-po-sotsialnomu-konsaltingu-issledoval-vliyanie-sotsiokulturnykh-faktorov-v-turbiznes/)
* Образование. Благодаря VR-технологии учебный контент представлен в более увлекательном и доступном для восприятия и усвоения учебного материала виде. Он успешно используется не только для обучения школьников и студентов, но и в корпоративном сегменте бизнеса для повышения квалификации работников (https://mostpp.ru/guilds_news/komitet-mtpp-po-problemam-kachestva-i-razvitiya-delovykh-uslug-voshyel-v-sostav-akkreditatsionnogo-s/)
* Маркетинг. Виртуальная реальность открыла новые возможности для проведения эффективных маркетинговых кампаний и привлечения к предлагаемым товарным линейкам максимального количества потенциальных пользователей (https://mostpp.ru/guilds_news/predsedatel-podkomiteta-mtpp-po-marketingu-i-s-berezin-podgotovil-doklad-2-5-12-16-ustoychivyy-ekono/)
* * *
Сфера применения AR-технологий
* Промышленность. В сфере индустрии производства товаров и услуг дополненная реальность позволяет повысить производительность за счет руда снижения влияния человеческого фактора и создать конкурентное преимущество посредством повышения эффективности рабочего процесса.
* Торговля. AR-приложения дают возможность наглядно видеть приобретаемый продукт и избежать проблем с правильностью выбора (https://mostpp.ru/guilds_news/moskovskoe-kachestvo-2021-otrazilo-rost-urovnya-tsifrovizatsii-stolichnogo-megapolisa/)
* Брендинг. Благодаря интерактивной и привлекательной AR-рекламе маркетологи и рекламисты получили эффективный инструмент брендинга, воздействия на пользовательскую аудиторию (https://artsuvenir.com/)
* Навигация. Использование навигационных приложений позволяет точнее ориентироваться в пространстве, понятно указывая оптимальные направления движения к нужным объектам (https://mostpp.ru/guilds_news/soglashenie-o-strategicheskom-partnerstve-mezhdu-komitetom-mtpp-po-problemam-kachestva-i-razvitiya-d/)
* Техническое обслуживание. AR-приложения дают возможность людям, не имеющим профессиональных навыков, выполнить мелкий ремонт при отсутствии соответствующего сервиса услуг. Это отлично видно на примере Inglobe Technologies для обслуживания автомобилей.
* * *
Сфера применения MR-технологий
* Промышленность. Технология смешанной реальности способна упростить производственные процессы, предоставив работникам на определенном этапе эффективную помощь. Голографические инструкции позволяют снизить риск человеческого фактора, и исключить ошибки, связанные с ним. Это существенно улучшает качество производства в отраслях, требующих большой точности и опыта.
* Образование. Смешанная реальность, наравне с VR и AR, может успешно использоваться в сфере образования, давая возможность студентам видеть учебные голограммы, интегрированные в реальный мир. Это дает новый опыт в обучении и позволяет лучше понять изучаемые темы. Что эффективно, как для школьного образования, так и для обучения студентов.
* Интегрированные коммуникации. Новый вид общения, который открывает MR-технология, может помочь более эффективному деловому сотрудничеству между людьми, когда, надев шлем, можно эффективно общаться между собой, находясь в пределах реального мира. Более эффективно коммуницировать, обмениваясь опытом и реально выполненными бизнес-кейсами (https://mostpp.ru/guilds_news/podkomitet-mtpp-po-konsaltingu-predstavlyaet-opyt-ooo-konsalting-tsentr-shag/)
* * *
РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ ПО VR/AR/MR-ТЕХНОЛОГИЯМ
Согласно проведённым исследованиям, к рискам, способным ограничить возможности развития VR/AR/MR-технологий и создание перспективных решений, можно отнести следующие:
* недостаточное количество специалистов в сфере VR/AR/MR-технологий, способных квалифицированно применять их в рабочем процессе;
* отсутствуют достаточные объёмы финансирования на развитие технологических проектов в связи с длительным периодом выхода на рынок;
* появляется фактор недостижение целевых показателей VR/AR/MR-технологии;
* появление принципиально новых технологических подходов в рамках решения схожих задач;
* низкий уровень адаптации технологий для пользователей.
* * *
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
При определении размера финансирования программ и проектов по VR/AR/MR-технологиям необходимо учитывать потребности в обеспечении инновационных разработок исходя из анализа уровня готовности соответствующих технологий и продуктов в России по TRL. А также важно принимать во внимание реальный запрос рынка на разработку перспективных решений, для которых уже есть заказчики.
Приоритетность выделения денежных средств в рамках мер поддержки в разрезе субтехнологий должна предусматриваться в соответствии с приоритизацией задач.
Во-первых, базовое программное обеспечение (2 субтехнологии: «средства разработки VR/AR/MR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта со стороны разработчика»; «платформенные решения для пользователей: редакторы создания контента и его дистрибуции»).
Во-вторых, программного-аппаратные комплексы и достижение целевого результата направления «Full Immersion» (3 субтехнологии: «технологии захвата движений в VR/AR/MR и фотограмметрии», «интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR/MR», «технологии графического вывода»).
В-третьих, прикладные технологии передачи AR/VR/MR специфичных данных (субтехнология: «технологии оптимизации передачи данных для VR/AR/MR»).
В этой связи необходима синхронизация программы Цифровой экономики с уже действующими инструментами поддержки, включая программу инновационного развития государственных корпораций и компаний с государственным участием. Мероприятия в рамках существующей Дорожной карты предполагают частичное вовлечение действующих инвестиционных проектов в качестве источников финансирования. Однако важным фактором участия инвестиционного сообщества будет обеспечение им гарантий и поддержки при активной инвестиционной деятельности.
Ключевыми формами вовлечения бизнеса в разработку и коммерциализацию VR/AR/MR-технологий и субтехнологий являются создание совместной инфраструктуры испытаний, а также центров коллективного пользования; создание профильных онлайн платформ для коммуникации по профильной тематике, включая маркетплейсы технологий; совместная реализация крупных проектов–вызовов за счет формирования мультидисциплинарных консорциумов; создание совместных предприятий по направлениям СЦТ «Технологии виртуальной и дополненной реальности», запуск образовательных программ совместно с лидерами рынка, налаживание партнерских отношений с различными организациями и ассоциациями по профилю сквозных технологий.
Реализация дорожной карты развития сквозных цифровых технологий виртуальной и дополненной реальности обеспечит технологическую безопасность страны в критичных сферах применения, будет способствовать достижению технологического лидерства на уровне базовых технологий, с одной стороны, меняющих привычные рыночные устои, а с другой, формирующих рынок в большом спектре новых сфер применения. Развитие VR/AR/MR-технологий приведет к возможности экспорта высокотехнологичной VR/AR/MR-продукции для крупных компаний и формированию отраслевых стандартов.
* * *
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России)
ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ «СКВОЗНОЙ» ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНОЛОГИИ
https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019vrar.pdf?ysclid=l17qv6e06k
* * *
Департамент информационных технологий города Москвы
https://www.mos.ru/city/projects/smartcityvdnh/
* * *