Новости

16.04.2018
Что такое «устойчивая компания»?
16 апреля в Московской торгово-промышленной палате в рамках заседания Комитета по консалтингу прошел круглый стол на тему «Основные факторы устойчивости высокотехнологичных предприятий: международный опыт и российская специфика».

Как отметила председатель Комитета Лидия Чукина, для очередного заседания была выбрана тема, пока еще не очень понятная для российского предпринимателя. Однако, в международной практике уже давно существует понятие «устойчивая компания». «Наш совместный проект, который мы собираемся запустить в ближайшее время совместно с экспертами московского отделения Международной организации труда (МОТ), направлен на изучение высокотехнологичных отечественных устойчивых компаний».

Эксперт Международной организации труда Александр Лузин рассказал о концепции QRM – быстрореагирующих производств. Он отметил, что большинство предприятий, уже давно и успешно работающих на рынке, используют в той или иной степени эту концепцию. «Устойчивые компании» - не совсем точный по смыслу перевод английского термина Sustainable enterprises, поскольку в русском языке «устойчивый» - это скорее возвращающийся в исходное положение, «эдакий Ванька-встанька». А главный признак устойчивого предприятия – это динамика быстрого движения вперед. «Это не устойчивое стояние, а устойчивое движение», - отметил докладчик. Устойчивое производство – это такой процесс создания продукта, при котором к минимуму сводится воздействие на окружающую среду, он безопасен для работников и жителей, в нем используются технологии энергосбережения и при всем при этом он экономически оправдан. «Успех продукта на 70 процентов закладывается еще на этапе разработки концепта. Если удается в него вложить экологическую и социальную составляющую - это очень важно и прибыльно», - заявил эксперт.

В таком производстве важную роль играют долгосрочное планирование, вовлеченность руководства, опора на ценности и социальная ответственность перед обществом. Все эти составляющие создают условия для выживания в условиях все возрастающей неопределенности. Основным инструментом для построения устойчивого производства является QRM (производство с быстрой реакцией).

Лидия Чукина представила «дорожную карту» пилотного проекта по изучению высокотехнологичных устойчивых производств. «По оценкам экспертов, процент успешных российских высокотехнологичных предприятий, которые могут быть отнесены к категории «устойчивых», не превышает 5-7% от общего числа предприятий данной категории. В этой ситуации особенно важно выявить совокупность внутренних и внешних факторов, обеспечивающих динамичную устойчивость данных предприятий для распространения передовых практик и совершенствования системы поддержки их развития», - отметила руководитель общественной структуры МТПП. Основными целями проекта являются выявление основных внутренних и внешних факторов, способствующих сохранению устойчивости и динамичному развитию российских высокотехнологичных промышленных предприятий с дальнейшей трансляцией их успешного опыта в московском регионе и в других субъектах Федерации.

С этой целью предлагается выбрать в качестве пилотных 5-10 предприятий, в наибольшей степени отвечающих критериям МОТ для устойчивых предприятий, и провести углублённый анализ реальных причин и факторов, способствующих приобретению и сохранению ими устойчивости и обеспечению динамичного развития.
По результатам исследования предполагается подготовить ряд рекомендаций и провести публичные мероприятия, направленные на популяризацию полученных результатов. На закономерный вопрос участников встречи - «зачем это нужно устойчивой компании, ведь она уже эффективна?» - Лидия Чукина заявила, что прежде всего это возможность позиционирования предприятия как динамично развивающейся компании, лидера в сегменте рынка; помимо этого это дополнительное продвижение компании в СМИ, через публичные площадки, за рубежом (упоминание во всех материалах проекта, выступление/участие  представителя компании в публичных мероприятиях, информационная и организационная поддержка  со стороны МТПП), а также получение дополнительных  возможностей для развития бизнеса через бенчмаркинг и  сотрудничество с международными и российскими экспертами.

Мероприятие организовано при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Наши партнеры

Торгово-промышленная палата России
Торгово-промышленная палата России
Правительство Москвы
Правительство Москвы
Московская городская Дума
ММБА
Департамент экономической политики и развития г. Москвы

Информационные партнеры