16.06.2018

Привлечение инвестиций в строительные проекты малого и среднего предпринимательства – актуальный тренд рынка

15 июня 2018 г. в Московской торгово-промышленной палате в формате практической бизнес-конференции на тему: «Актуальные и эффективные способы привлечения инвестиций в строительные проекты малого и среднего предпринимательства», состоялось первое открытое заседание Подкомитета МТПП по проблемам ведения бизнеса.

Данное мероприятие явилось стартовым в цикле отраслевых событий Подкомитета МТПП по проблемам ведения бизнеса, целью которых является стимулирование, развитие и ведение бизнеса в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предпринимательской активности в различных отраслях экономики.

В конференции приняли участие: владельцы, руководители малых и средних строительных предприятий, девелоперы, застройщики, генподрядчики, представители государственных структур, эксперты, аналитики, экономисты, участники финансового рынка, представители инфраструктурных организаций, субъектов рынка страховых услуг, представители некоммерческих организаций, профессиональных объединений, образовательных организаций, предприниматели г. Москвы и других субъектов Российской Федерации.

Актуальность темы мероприятия, проведенного по запросам членов МТПП, предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес в строительстве, обусловлена тем обстоятельством, что в связи с введением с 1 июля 2018 г. поправок к 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» перед субъектами малого и среднего строительного бизнеса встал вопрос о принятии комплекса мер, необходимых для сохранения возможности дальнейшей работы с учетом их потребности в инвестиционных средствах.

В ходе конференции представители компаний строительной отрасли московского и других регионов РФ через бизнес-кейсы поделились опытом применения различных инвестиционных программ. Аналитики и эксперты строительного рынка выступили с обзором трендов и тенденций столичного строительного рынка и регионов РФ. Практикующие юристы всесторонне рассмотрели аспекты законодательных поправок. Регуляторы рынка, аудиторы и финансовые специалисты подсказали? что предпринять, чтобы сохранить бизнес в текущих рыночных условиях и продолжить развиваться.

В качестве главной проблемы обсуждался вопрос о формировании комплекса мер, необходимых для возможности эффективной работы, с учетом возрастающих потребностях в инвестиционных средствах. В ходе конференции участники обсудили также следующие проблемы:

  • Законодательные инициативы и поправки, касающиеся развития строительного рынка, в том числе, ключевые тренды и последствия введения поправок в 214-ФЗ, включая результаты игнорирования нормативной базы, приведшие к утрате бизнеса и банкротству.
  • Актуальные запросы потребителей строительного рынка, включая: цены, конструкции и материалы, экологическую безопасность, комплексное развитие окружающей среды, типичные ошибки и просчеты девелоперов.
  • Факторы качества строительных проектов: как правильно спланировать, проработать и «упаковать» проект. 
  • Разбор практики способов привлечения инвестиций и финансирования строительных проектов в рамках российской юрисдикции. Плюсы и минусы действующих «схем».
  • Методы оптимизации издержек строительных проектов с целью повышения инвестиционной привлекательности, в том числе при работе с государственными контрактами.
Открывая конференцию, председатель Подкомитета МТПП по проблемам ведения бизнеса – Екатерина Скареднова-Вайс отметила, что важную роль в развитии малого и среднего предпринимательства играет грамотное ведение бизнеса в строительной сфере. В этой связи, она привела следующие данные о ходе работы по выполнению поручения Президента Российской Федерации, содержащегося в Указе от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (подпункт «д» пункта 1), о повышении позиций Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса».

Так, в октябре 2017 г. Всемирный банк опубликовал очередной доклад «Ведение бизнеса 2018: реформирование для создания рабочих мест», в котором Российская Федерация заняла 35-е место, улучшив показатели на 5 позиций с 2016 года и продвинувшись за 6 лет на 85 позиций.

В 2017 году Россия входит в 20 лучших стран в мировом рейтинге по трём направлениям: «подключение к сетям» (10-е место), «регистрация собственности» (12-е место) и «обеспечение исполнения контрактов» (18-е место), а также в 30 лучших стран по показателям «регистрация предприятий» (28-е место), «кредитование» (29-е место). Третий год подряд Россия в рейтинге Всемирного банка опережает страны БРИКС.

Улучшение позиций произошло по 4 из 10 направлений рейтинга. При этом наибольший прогресс достигнут по направлениям «подключение к сетям» (рост на 20 позиций), «международная торговля» (рост на 40 позиций) и «кредитование» (рост на 15 позиций).

Наибольший рост зафиксирован в сфере международной торговли (со 140 до 100). С 2015 года в Москве сократились более чем в 2 раза затраты на прохождение границы при импорте (с 1125 до 400 долларов США) и более чем в 6 раз – время на таможенные операции (с 96 до 14 часов).

Улучшились позиции России по показателю «подключение к сетям» (с 30 до 10) за счёт сокращения сроков подключения на 77,5 дня (с 160,5 до 83) и стоимости подключения с 44,1 до 41,5% дохода на душу населения. При этом по надёжности подключения к электроснабжению Россия имеет одну из лучших практик в мире и по этому показателю превосходит большинство стран ОЭСР.

В части направления «кредитование» повышение позиций с 44 до 29 достигнуто за счёт учёта Всемирным банком проведённых реформ по установлению нового порядка направления уведомлений заявителем о залоге движимого имущества в электронной форме на регистрацию в единой информационной системе нотариата через уполномоченного оператора – Федеральную нотариальную палату.

Рост позиций по направлению «защита миноритарных акционеров» с 53 до 51 связан с введением поправок в законодательство в части раскрытия и предоставления информации о сделке с заинтересованностью и конфликте интересов и учётом нормы законодательства, предусматривающей изменение прав по акциям только с согласия владельцев соответствующих категорий акций.

В целом повышение позиций в рейтинге «Ведение бизнеса» произошло за счёт реализуемых Правительством РФ мер по улучшению бизнес-среды, в частности «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата, и появления практических эффектов от ранее проведённых реформ. В то же время в 2017 г. завершилась реализация большинства мероприятий указанных «дорожных карт». 

Продолжая свой доклад, Екатерина Скареднова-Вайс также сообщила, что девелопер с внесением поправок в закон №214-ФЗ лишается права получать деньги от покупателя до сдачи дома в эксплуатацию и финансирование возможно только за счет своих средств или целевого кредита на проект. А получить кредит в банках на разумных условиях не представляется возможным. К тому же, требования к так называемой цифровизации бизнеса («цифровая» экономика), диктует иные правила игры: каждый шаг и все операции компаний переводятся в электронный вид. Что делает невозможным любой оборот наличности и вскрывает все не «белые» аспекты и схемы работы. Добавим к этому очередное ужесточение кассовой дисциплины с 1 июля 2018 г. Малый и средний строительный бизнес оказывается в тисках и финансовом тупике. Выбор без выбора, возникающий перед компанией: уходить с рынка или продолжить выживать, но, по понятным причинам, с оглядкой…», - заключила председатель Подкомитета МТПП по проблемам ведения бизнеса

Далее, в своем выступлении Александр Югов - заместитель генерального директора ДСК АО «Автобан», председатель Совета директоров внедренческой компании «Айтон» сказал: «Рынок строительства жилья в России разбалансирован. Попытки привести ситуацию в порядок с помощью поправок в 214-ФЗ внушают обеспокоенность застройщиков. Предполагается прекратить возможность текущего финансирования строек, получаемого от дольщиков, и переложить контроль и финансирование застройщиков на банки. При этом четких дорожных карт со стороны государства, учитывающих интересы всех участников, нет. Таким образом, застройщики сами вынуждены искать способы выхода из ситуации. Применять новые бизнес-модели и технологии, позволяющие снижать себестоимость; разрабатывать новые комплексные проекты; учитывать вкусы покупателей, тем самым, улучшая качество своего продукта и делая его инвестиционно-привлекательным».

Константин Александров - президент Фонда инноваций и строительства отметил, что для успешного выживания в сегодняшней ситуации застройщику нужно перестраиваться и находить новые решения. Единственным способом уменьшить себестоимость строительства, снизить риски и улучшить качество выполняемых проектов – это глубокая кооперация всех участников процесса. Но для этого требуется разработка ряда эффективных программ и оперативность действий в рамках них от участников рынка.

Ольга Гаращенко - генеральный директор Аудиторской фирмы «Эксклюзив Консалтинг» (ECCON GROUP), докторант DBA (Doctor of business administration) РАНХиГС сделала экспертное заключение, что в последней редакции 214-ФЗ исчезло понятие «Услуги застройщика», в то время как в НК РФ оно имеется и не облагается НДС (пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Это обстоятельство порождает неясность в вопросах формирования финансового результата (дохода) у застройщиков и его освобождения от НДС. Вторая острая тема в налогообложении застройщиков – это целевое/нецелевое использование средств дольщиков и последствия в этой части при исчислении налога на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это только часть вопросов, которые требуют правового осознания и разъяснений фискальных органов, которые будут запрашивать аудиторы «Эксклюзив Консалтинг». И, не исключено, что потребуется дополнительная проработка законодательства о долевом строительстве для восстановления баланса интересов застройщиков и Государства в налоговом аспекте».

Владимир Гамза, кандидат экономических и юридических наук, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, управляющий партнер ГК Аудит Групп и ФК «Финансовый интегратор» в своем докладе подчеркнул, что около 700 миллиардов долларов свободных денежных средств есть в России для развития ипотечного рынка и строительства. Но нужны механизмы для привлечения этого огромного инвестиционного ресурса для финансирования нашего экономического роста, и прежде всего, для рынка жилищного строительства.

Татьяна Репина - директор по общественным связям Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы сообщила участникам конференции о работе гарантийного механизма Фонда, пояснила, что есть федеральные структуры: Корпорация малого и среднего бизнеса и МСП Банк, а также региональные гарантийные фонды в каждом субъекте РФ. Сегодня риски кредитования этого сектора высоки, банки по требованиям регулятора должны выдавать обеспеченные кредиты, а у МСП обеспечения/залога недостает, поэтому банки отказывают. Гарантийный же фонд выдает поручительства в качестве обеспечения, покрывает кредитный риск. За 11 лет при поддержке Фонда предприниматели Москвы привлекли 96 млрд руб кредитов и гарантий. Фонд работает через 50 банков партнеров. Поручительства выдаются после поступления в фонд заявки от банка-кредитора в объеме до 70% и до 100 млн рублей от требуемого финансирования, ставка поручительства минимальна 0,75% годовых, решение Фонд принимает за 3 дня. В своем анализе клиента Фонд полагается на банковский анализ, но дополнительно смотрит подтверждение заявленной выручки и благонадежность клиента с точки зрения уплаты налогов. 

Диана Гуц - директор Института развития государственно-частного партнерства «Регион», эксперт Московской областной Думы сказала следующее: «В современном мире идёт тенденция на объединение и кооперацию ресурсов как для развития малого бизнеса, так и на развитие городских и местных сообществ. Сфера строительства и ЖКХ - благодатная почва для такой кооперации, с одной стороны, с другой для бизнеса это формат социальной ответственности в рамках региона при сохранении своей собственности и ресурсов».

Непосредственно в ходе мероприятия был проведен опрос присутствующих специалистов и экспертов. Согласно Статьи 77 Устава МТПП, в которой говорится: «Комитеты, гильдии и комиссии МТПП проводят изучение и анализ нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, практику их применения, а также вырабатывают предложения по их совершенствованию и рекомендации по формированию позиции деловых кругов», Подкомитет МТПП по проблемам ведения бизнеса планирует активное участие в законотворческом процессе.

В этой связи, предметом исследования стал комплекс замечаний и предложений, рекомендаций и советов, мнений и пожеланий участников конференции.

Итоги конференции наглядно показали, что она дала большую практическую пользу участникам, так как предоставила возможность открытого диалога с активными участниками рынка, аналитиками, юристами, инвесторами, экспертами отрасли и представителями регулирующих органов о сложившейся ситуации, обсудить практические шаги и пути выхода из нее.

Председатель Подкомитета МТПП по проблемам ведения бизнеса Екатерина Скареднова-Вайс поблагодарила присутствующих за активное их участие в работе конференции и пригласила к дальнейшему продуктивному сотрудничеству с Подкомитетом МТПП по проблемам ведения бизнеса в рамках снабжения участников рынка практическими советами и информацией о корректном ведении бизнеса, предпринимательской деятельности в сфере строительства.
 
Председатель Подкомитета МТПП по проблемам ведения бизнеса

Скареднова-Вайс Екатерина Алексеевна - генеральный директор Управляющей компании «БРЕНДБЕРРИ»

- Телефон (моб.): +7 (917) 560-77-77
- E-mail: 
- Интернет-ресурсы www.brandberry.pro  www.mtpp-db.ru
- Faсebook-канал: https://www.facebook.com/ekaterinavais
 
ПРЕСС-ЦЕНТР
Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг


Наши партнеры

Торгово-промышленная палата России
Торгово-промышленная палата России
Правительство Москвы
Правительство Москвы
Московская городская Дума
ММБА
Департамент экономической политики и развития г. Москвы

Информационные партнеры