Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Центр международной торговли Москвы провели онлайн-конференцию «Пункт назначения – Москва. Туристическая отрасль столицы после самоизоляции».
Заместитель директора гостиницы Crowne Plaza Moscow – World Trade Centre Елена Борисова рассказала, что сегодня к приему туристов из других городов России в ЦМТ подготовлено около 1000 номеров разной «звездности» с выполнением всех требований к обеспечению безопасности, и подробно ознакомила с ними слушателей. В числе принимаемых мер – дезинфекция багажа, «многоступенчатая» уборка номеров, бесконтактные методы оплаты, несколько вариантов меню разных кухонь мира (без шведского стола) в одноразовой посуде в ресторанах отелей, индивидуальный фитнес и т.д.
Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин отметил, что от состояния туризма в Москве зависит состояние туризма в России. Он напомнил, что 22 мая в Федеральный Закон о туристской деятельности были внесены изменения, которые позволят вывести эту наиболее пострадавшую от «коронавирусного» коллапса отрасль из кризисного состояния.
Вице-президент МТПП Сурен Варданян подчеркнул, что вопрос готовности туристической отрасли столицы к выходу из самоизоляции крайне важен и является «своеобразным катализатором других смежных проектов». Туристическая отрасль, равно как и выставочная деятельность, пострадала от нынешнего кризиса в наибольшей степени (на 95% и более). «Сегодня членами МТПП являются более 3800 компаний. Мы стараемся вовлекать их как в деловой туризм, а часть специализированных компаний из этого числа, работающих в туристическом и спортивном сегментах, автотуризме, – вовлекать в более узконаправленные проекты», – подчеркнул Сурен Варданян. В составе МТПП, пояснил он, туристической деятельностью занимаются два комитета – один создан в 2014 г. и занимается развитием туристической отрасли и гостиничного сегмента. В 2017 г. создан комитет с отдельным акцентом на спортивный и туристический секторы. В комитете по транспорту есть также направление, связанное с развитием автотуризма. Также в МТПП работает 40 комиссий по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в зарубежных странах, что позволяет обеспечивать качественные деловые миссии. По мнению Варданяна, деловые поездки начнут активизироваться первыми.
14 января 2017 года МТПП подписала соглашение о взаимодействии в сфере туризма с Ассоциацией внутреннего и въездного туризма (АВВТ). Его задача – взаимодействие в сфере въездного туризма с целью создания благоприятных условий для развития туриндустрии и реализации совместных проектов на территории Москвы и РФ. «Мы анализируем качество преподносимой туристам информации, экспертизы и достаточной сертификации гидов», – подчеркнул Варданян. Он перечислил услуги по поддержке внешнеэкономической деятельности, которые МТПП оказывает бизнесменам (визовая поддержка, удостоверение внешнеэкономических документов и т.д.), сотрудничая в этом направлении с Тулой, Рязанью, Владимиром, Ярославлем, Омском, Красноярском, Крымом и т.д. Он заявил о важности стандартизации и выработки региональными торгово-промышленными палатами общепринятых правил ведения бизнеса, выстраивания политики туротрасли в Москве.
У МТПП хорошая коммуникация с городским Комитетом по туризму. «Приятно сказать, что город слышит предложения и замечания и инициативы, которые мы выдвигаем», – отметил Сурен Варданян. При выходе из кризиса, подчеркнул он, особенно важен комплексный фактор безопасности туризма.
Заместитель председателя Комитета по туризму города Москвы Наталья Суворова отметила, что столица внимательно изучает мировой опыт по возобновлению туристической деятельности. По прогнозам, на возобновление международного туризма в мире потребуется больше года. По итогам опросов, более 70% потенциальных российских путешественников откладывают заграничные поездки – и это шанс для активизации внутреннего туризма. Предположительно она начнется с автотуризма. Докладчик рассказала о трех московских проектах – цифровых платформах Discover Moscow (информирует о местах «городского притяжения»), Russpass (помогает туристам приобретать билеты и простраивать маршруты) и «Город открытий» (знакомит подростков с инновационными отраслями и индустриями), получивших большое число положительных отзывов. В скором будущем, подчеркнула Наталья Суворова, деятельность этих платформ будет расширена для вовлечения иностранных туристов.
Начальник Управления музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы Антон Горянов сообщил, что полностью открыть столичные музеи планируется к 1 сентября. За период самоизоляции музейные работники полностью освоили онлайн-сферу – докладчик рассказал об основных формах этой онлайн-работы, оценил ее плюсы и минусы. Он также ознакомил слушателей с графиком открытия московских музеев, динамикой восстановления их работы (по оценкам, посещаемость за июнь нынешнего года снизилась в 15 раз по сравнению с прошлогодней) и принимаемых в них мерах безопасности.
Начальник Управления научно-просветительских проектов ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» Елена Войцеховская рассказала об уникальных составляющих и особенностях парка «Зарядье», выигранных им международных премиях и опробованных на нем новых правилах управления общественными пространствами. Она также познакомила слушателей с новыми «антиковидными» ограничениями, разработанными для посетителей «Зарядья».
По словам заместителя генерального директора ГБУК г. Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» Камилии Байдильдиновой, «нужно учиться жить в новых условиях и стараться сделать их максимально комфортными». Она детально ознакомила слушателей с тремя приоритетами музея – это безопасность, дружелюбие и онлайн-формат. «Последний очень важен для популяризации музейной деятельности, – отметила Камилия Байдильдинова, – и его необходимо развивать даже в обычных условиях, когда ограничения закончатся».
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу флотилии «Рэдиссон Ройал Москва» Ольга Ткачева рассказала о постепенном «постковидном» запуске экскурсионно-прогулочных рейсов по Москве-реке, доступных желающим круглый год, а не только в период навигации. Она подробно познакомила слушателей с видами маршрутов, категориями салонов яхт и тематическим разнообразием круизов (театральные, литературные и т.д.).
Главный редактор журнала «Путеводитель российского бизнеса» Мария Егорова выступила с докладом на тему «Как “подавать” туризм и гостеприимство в современных медиа, чтобы быть интересным туристу, профессионалу и инвестору». Она рассказала слушателям о том, как правильно определить целевую аудиторию (ЦА), о различиях в восприятии информации разными видами ЦА, о том, почему современным читателям не нужна откровенная реклама и в каком формате и от чьего имени следует подавать информацию.