В рамках XIII Международного форума «Транспорт России» Московская торгово-промышленная палата совместно с «РБК-конференции» провели круглый стол «Транспорт Москвы: новая транспортная стратегия города», на котором ведущие эксперты обсудили главные вопросы развития транспортной системы столицы.
Ежедневно московским транспортом пользуется свыше 15 млн пассажиров, из них 9 млн передвигаются посредством метро и других рельсовых видов транспорта. Основными вопросами обсуждения стали перспективы развития транспорта Москвы и проблемы, которые стоят перед отдельными его видами.
В целом все участники мероприятия сошлись во мнении, что транспортный сегмент столицы успешно развивается. По словам эксперта НИУ ВШЭ Константина Трофименко, в развитии города и его транспортной сферы в последние годы появилась системность. Он сообщил, что сейчас разрабатывается сразу две стратегии развития транспортной системы: только Москвы и всего Московского региона. Второй подход, по мнению специалиста, более рационален.
По словам директора автомобильной практики компании PwC в России Виктории Синичкиной, в сфере транспорта нас ожидает очередная революция – цифровая. Постепенно меняются привычки людей, образ жизни и мыслей миллениалов сильно отличаются от считающихся сейчас традиционными. Исходя из них, будут меняться и застройка города, и вся транспортная система. Эксперты предполагают, что буквально через 10-15 лет беспилотники из экзотического вида транспорта превратятся в рядовой. Благодаря этому, такси и каршеринг как виды бизнеса объединятся. Будут развиваться и совершенно новые виды транспорта, например, UBER-автобусы, электромобили, вакуумные поезда.
Представитель единой транспортной системы «Автобусные линии страны» Борис Лоран отметил, что представляемый им сегмент транспортной отрасли «последним входит в рынок». Однако, сейчас на федеральном уровне разрабатывается единая общероссийская система мониторинга пассажирских перевозок. По словам спикера, её ввод призван совершить революцию в автобусных перевозках, поскольку предусматривает полный контроль этой сферы без участия человеческого фактора. По мнению эксперта, это поможет вывести из «серого сектора» значительную часть рынка, оценить реальный объем которой сейчас не представляется возможным.
Председатель Комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом МТПП Богдан Коношенко подробно проанализировал ситуацию на рынке такси. Отметив большие успехи в этом направлении, он не обошел вниманием и серьезные проблемы, которые подрывают финансовые основы главного производственного звена – перевозчиков пассажиров. Заказы распределяют агрегаторы, а полную ответственность за выполнение заказа несут перевозчики. Выдача путевого листа превратилась в прибыльный криминальный бизнес. И для того, чтобы эту ситуацию изменить, нужен целый комплекс законодательных мер.
Перспективы развития автомототуризма обрисовал председатель Комитета по вопросам развития устойчивых транспортных систем Московской ТПП Сергей Лобарев. Он отметил, что автотуризм достаточно экономичен, но при этом может приносить большой доход государству. Поэтому создание условий для развития этого вида внутреннего туризма является одной из задач совершенствования туриндустрии. Необходимо законодательное регулирование и межведомственное взаимодействие. Без доступной развитой инфраструктуры сложно развивать любой вид туризма, а автотуризм тем более.
Представитель динамично развивающегося в столице каршеринга – генеральный директор компании «Делимобиль» Станислав Грошов – рассказал о темпах роста компании и о новых сервисах, которые востребованы у клиентов. Речь шла, например, о персонифицированном профиле клиента, который сопровождает его в любом арендованном в компании автомобиле. По сути, меняется только оболочка, а любимые радиостанции, постоянные маршруты сохраняются неизменно. В целом на данный момент потенциальная ёмкость отрасли каршеринга оценивается в 35-40 тысяч автомобилей в Москве. Сейчас по дорогам столицы передвигаются порядка 20 тысяч машин.