17 августа Гильдия операторов технического осмотра транспортных средств при МТПП провела онлайн «круглый стол» на тему «Состояние отрасли технического осмотра. Проблемы и пути их решения».
«Ни для кого не секрет, что отрасль технического осмотра (ТО) находится, скажем так, в режиме турбулентности. Необходимо сформулировать ту повестку, которую она хотела бы донести до органов федеральной власти, чтобы спрогнозировать свое будущее, – отметил во вступительном слове вице-президент МТПП Владимир Мохте. – Данный “круглый стол” является хорошим и правильным продолжением недавно организованного мероприятия в Общественной Палате РФ, где были озвучены ключевые тезисы развития, а также итоги заседания рабочей группы в Минэкономразвития РФ».
Председатель Гильдии операторов технического осмотра транспортных средств при МТПП Игорь Волчек рассказал в своем выступлении о влиянии ТО на безопасность дорожного движения. Он напомнил слушателям хронологию событий с 1 января 2012 г. – даты начала реформы ТО, а также слова Владимира Путина, занимавшего тогда пост премьер-министра РФ, о значении ТО, которыми «была определена генеральная линия»: ТО нужен, он должен обеспечивать безопасность дорожного движения.
Перейдя к современному этапу, спикер коснулся выступления руководителя ГИБДД России Михаила Черникова по поводу добровольности ТО, после которого «владельцы автомобилей стали оценивать ситуацию как подготовку к отмене ТО». «Вакханалия» последних восьми лет, по словам Игоря Волчека, привела к тому, что, по официальной статистике, на фоне общего снижения количества ДТП число аварий, связанных с неисправностью автомобилей, возросло в 7,5 раза, а количество погибших в этих авариях – более чем в четыре раза. Анализируя данные «ковидного» 2020 г., спикер отметил, что «отмена ТО приведет к резкому повышению аварийности». По его мнению, в случае отмены ТО ни снижение размера транспортного налога, ни снижение стоимости полиса ОСАГО в качестве награды за добровольно проведенный ТО не будут являться действенными мерами.
Председатель Союза операторов ТО Максим Бурдюгов заострил внимание слушателей на главных проблемах, с которыми столкнулась отрасль, и предложил возможные пути их решения. В ближайшее время – с 22 августа 2021 г. - вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, которые означают «отсутствие стимула для владельцев полиса ОСАГО проходить ТО». Спикер предложил пути решения этой проблемы – в частности, внести диагностическую карту в перечень обязательных документов, которые водитель обязан иметь при себе или обеспечить в электронном виде при запросе сотрудника полиции. Далее спикер затронул финансово-экономические проблемы операторов ТО, отметив, что сегодня их деятельность нерентабельна и необходимо ввести новую методику расчетов с учетом особенностей рынка. В заключение своего выступления он озвучил проблемы в регулировании отрасли.
Член правления Союза операторов ТО Алексей Щиголев в своем выступлении затронул проблему фальсификации ТО, указав, что ее решение «столь же важно, как и сохранение ТО и пересмотр тарифов». Он отметил, что, по подсчетам, «из 4,5 тыс. операторов ТО имидж порочат лишь 3%», однако добросовестные операторы не могут конкурировать с нарушителями. «Из-за фальсификаторов тема повышения тарифной ставки постоянно откладывается», – посетовал спикер. Он призвал операторов «проявить свою гражданскую позицию и доносить информацию о нарушителях до правоохранительных органов».
Вице-председатель Российского союза операторов ТО Татьяна Бурдюгова подняла вопрос достаточности пунктов ТО, нехватка которых может стать одним из аргументов об отмене ТО. Спикер сообщила, что в октябре 2020 г. РСОТО рекомендовал операторам ТО направить в Российский союз автостраховщиков (РСА) сведения о координатах своих пунктов ТО и их пропускной способности. «Однако эти призывы были проигнорированы большей частью операторов», – с сожалением отметила спикер. 1 февраля 2021 г. страховщики выступили с предложением отвязать покупку ОСАГО от прохождения ТО. 27 февраля было принято постановление Правительства РФ № 275 о продлении сроков действия диагностических карт. «Непредоставление информации операторами было использовано как аргумент по недостаточности пунктов ТО и в целом неготовности отрасли к реформе», – считает спикер.
По информации РСА на 30 июля, из 353 пунктов ТО, подавших заявления на соответствие требованиям, его смогли подтвердить лишь 35 пунктов, т. е. 10%. «У РСА таким образом снова возникают сомнения в способности операторов подтвердить свое соответствие и способность отрасли принять требуемое количество транспортных средств на своих пунктах 1 марта 2022 года... По состоянию на 8 июля, по данным МВД, количество авторизованных ЕАИСТО пунктов ТО превышает суммарные нормативы обеспеченности населения примерно на 1000 пунктов, хотя в ряде регионов нормативы не соблюдаются», – отметила спикер. Причины – отсутствие стабильности в отрасли и несоответствие тарифов на услуги рыночным условиям ведения бизнеса. «Если в ближайшее время по этим двум пунктам не появится конкретики от власти, то недостаточность пунктов действительно возникнет, – предостерегла спикер. – Мы считаем, что власть должна дать финальное решение по отрасли». Если оно будет благоприятным, то проблема с достаточностью пунктов отпадет, уверена она. Спикер также призвала операторов активнее участвовать в анкетировании, проводимом Союзом операторов ТО, результаты которого планируется направить в Правительство РФ.
Генеральный директор Союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев отметил, что согласно разного рода исследованиям, количество добросовестных автовладельцев не превышает 15-17% от общего их числа – и именно они едут на настоящий ТО.
Он обрисовал, кому и почему «на сегодняшний день удобна ситуация с добровольным ТО», раскрыл позиции по этому вопросу членов Совета Федерации и руководства Минтранса РФ. «Болевые точки на уровне самостоятельных предложений сообщество должно донести до высокого уровня», – считает спикер. Он предложил организовать в октябре мероприятие для обсуждения «судьбы профсообщества».
Участники круглого стола выступили в прениях и ответили на вопросы слушателей. В заключение Владимир Мохте отметил, что по итогам мероприятия будет подготовлен и направлен всем участникам протокол для внесения правок, комментариев, предложений. Затем его планируется направить в аппарат Правительства РФ и другие заинтересованные федеральные органы. «Я считаю, что на данном этапе мы должны выразить нашу согласованную позицию… чтобы сформировать единое информационное поле, – пояснил модератор. – Было бы неплохо проводить такие “круглые столы” на регулярной основе и анализировать на них информацию, поступающую из разных источников и ведомств. В этом и заключается сила возможного объединения профессионального сообщества и его лоббистских ресурсов. Это позволит сдвинуть дело с мертвой точки, потому что мы все понимаем, что ситуация на дорогах без ТО только усугубится».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы