25 ноября в конференц-зале Московской ТПП прошел круглый стол «Международные автомобильные перевозки после 1 декабря 2013 года». Организатором мероприятия выступила Гильдия логистических операторов МТПП.
Во вступительном слове вице-президент МТПП Сурен Варданян отметил, что тема организации международных автомобильных перевозок сейчас остро волнует не только перевозчиков, но и весь бизнес, перемещающий товары через границу. «Мы неоднократно в Палате в рабочем порядке обсуждали возможности уточнения критериев определения статуса автомобильного перевозчика, имеющего право выполнять межгосударственные рейсы, проводили круглые столы с участием представителей таможенных органов других государств, чтобы ознакомиться с передовым международным опытом. Мы предлагаем ФТС РФ использовать рекомендации общественных профессиональных объединений, например, торгово-промышленных палат регионов, которые ведут рейтинги надежности компаний, осуществляя все необходимые действия по проверке участников таких рейтингов».
С основным докладом выступила председатель Совета Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина. Она рассказала, что Таможенные органы России объявили о расторжении Соглашения с гарантийным объединением на территории РФ – Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) с 1 декабря 2013 года.
«Таким образом, международная система транзита, основанная на Конвенции МДП ООН, которая хорошо зарекомендовала себя и обеспечивала с минимальными затратами времени и средств доставку товаров от продавца к покупателю за счет упрощенной процедуры прохождения границ прекращает свое действие на территории России. Возможно ли сохранить прежнюю систему? На мой взгляд, мы прошли точку невозврата. Все участники процесса не использовали все возможные меры для урегулирования ситуации и АСМАП, и ФТС РФ, и другие. Существуют разные варианты дальнейшего развития ситуации, но работать нужно уже сегодня. С 1 ноября ФТС РФ проводит эксперимент по отбору перевозчиков, которым будут предоставлены возможности осуществлять перевозки без обеспечения. Надежные российские перевозчики смогут выполнять перевозки без обеспечения. Для этого им необходимо работать по общей схеме налогообложения, то есть, не являться индивидуальным предпринимателем. Иметь устойчивое финансовое положение и последние три года работать с прибылью. Не иметь нарушений таможенного законодательства и обладать опытом перевозок товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита не менее года. В активах перевозчика должно находиться не менее 5 транспортных средств, используемых в обеспечении перевозочных потребностей его клиентов - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Наконец, перевозчик должен в рамках ВЭД выполнять не менее 50 рейсов в год. Необходимо сказать, что далеко не все попадут в этот список, так как предложены жесткие критерии отбора. В настоящее время около 20 российских компаний получили право участвовать в эксперименте. Существует другой вариант решения вопроса с обеспечением перевозок – получение статуса таможенного перевозчика. Однако на сегодняшний момент их количество также крайне ограничено – около 100 российских компаний. Третим вариантом обеспечения уплаты таможенных платежей может стать поручительство. Уже есть несколько компаний, которые заключили договоры с ФТС России. Поручитель берет на себя обязательства по безакцептному списанию денежных средств при возникновении претензий. В свою очередь он заключает договор с перевозчиками. Существует и другие возможности предоставления обеспечения – это оформление предварительной декларации, оплата таможенных платежей и оформление гарантийного сертификата таможенным представителем, банковская гарантия и другие. И все равно процесс адаптации отечественных автоперевозчиков к новым условиям выглядит не достаточно понятным», - доложила Светлана Домнина.
В работе круглого стола принял участие начальник службы таможенного контроля ЦТУ ФТС РФ Владимир Авраменко. Он ответил на многочисленные вопросы участников мероприятия.
«Сложно сразу разработать уникальные условия, которые удовлетворили бы всех. Мы на регулярной основе взаимодействуем с Гильдией логистических операторов Московской ТПП и готовы учесть мнение бизнеса», - резюмировал Владимир Авраменко.
По итогам круглого стола были подготовлены предложения, которые были направлены в ФТС РФ.
Презентация С.В. Домниной
Автоперевозчики обсудили перспективы работы в новых условиях
