Как заявила основной докладчик семинара – председатель Комитета Юлия Зазуля, в большинстве отраслей экономики и предпринимательства отношения между партнерами прежде всего оформляются договором. Однако, а сфере туризма ситуация совсем иная. Договорные отношения между туроператором и турагентом очень часто не пролонгируются, соглашения заключаются уже после того, как услуга оказана. Многие операторы и агентства работают совместно годами и «на доверии». Как сообщил директор Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» Александр Осауленко, при проверке договоров туроператоров, которые в прошлом году разорились, (в том числе «Натали Турс») оказалось, что только 12-18% договоров – легитимные. И в целом по всей индустрии туризма ситуация аналогична. Докладчики отмечали, что недооценивать важность договоров нельзя – ведь они защищают интересы не только туристов, но и турагентов. «Когда нужно было вывозить туристов с Хайнаня, после того как компания «Жемчужная река» объявила себя банкротом, из 2,5 тысяч туристов никто не прислал нам заявку на эвакуацию», - сообщил Александр Осауленко, - присылали видеофайлы, гневные электронные сообщения, в которых даже имени обращающегося не было указано». Однако, в Федеральном законе прописано, как должен действовать турист в подобной ситуации. И в договоре, который заключает турист с агентством, по мнению эксперта, должны быть обозначены эти шаги.
Поэтому на семинаре подробно освещались вопросы составления договора: какие пункты там должны присутствовать обязательно, в каких случаях лучше заключать договор-поручение, а в каких – агентский договор. Рассматривались особенности использования контрольно-кассовой техники в туриндустрии, а также проверки финансового обеспечения оператора.
Председатель правления Ассоциации по безопасности объектов туристической индустрии «Безопасность туризма» Сергей Груздь остановился на вопросах взаимодействия туроператоров и турагентов с так называемыми поставщиками услуг – гостиницами, перевозчиками, гидами и т.д. Он посоветовал участникам семинара включать в турпродукт только тех исполнителей, которые будут делать это добросовестно. Между тем, представители отрасли отмечали в своих выступлениях, что, к сожалению, они зачастую продают уже готовый пакет и не имеют информации о том, кто будет предоставлять туристу различные услуги.
Участники семинара отметили несомненную полезность мероприятия. Однако, как отметила Юлия Зазуля, широкий круг вопросов, требующих пояснений, еще остался за рамками круглого стола. Поэтому Комитет планирует еще вернуться к данной теме на своих семинарах.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента по экономической политике и развития города Москвы