Состоялась онлайн-конференция на тему «Разрешение конфликтов в организации и развитие благополучия, здоровья сотрудников», организованная инициативной группой по созданию Комитета МТПП по развитию бизнес-практик.
Мероприятие включало в себя два блока: первый – «Разрешение конфликтов», и второй – «Развитие благополучия и здоровья сотрудников».
Психотехнолог, коуч, бизнес тренер, магистр психологии Ольга Добрынина рассказала об основных конфликтах, которые возникают на «удаленке», а также предложила методы их преодоления. Конфликты, по словам спикера, могут возникать из-за того, что сотрудники имеют разные предпочтения в использовании мессенджеров и хранилищ данных. Поскольку при общении в онлайне и совместной работе необходимо использовать единые информационные инструменты, то решение здесь принимается декларативно, исходя из соображений безопасности. У многих собственников бизнеса сейчас возникают трудности с контролем сотрудников – как проверить, действительно ли он задействован в бизнес-процессе или занимается своими делами? Здесь предлагается перейти к управлению по целям и обеспечить прозрачность работы. При онлайн-созвонах и совещаниях мы получаем недостаточно информации – видим только верхнюю часть тела участников мероприятия, поэтому не можем считывать множество невербальных сигналов. Поэтому эксперт рекомендовала использовать в совещаниях элементы активной фасилитации. Помимо этого, в процессе совещания часто сотрудники начинают говорить все разом и отследить, кто что сказал, практически невозможно. В таких случаях руководителю необходимо организовать очередность выступлений. Возможно также использовать технологию «мозгового штурма», разделив его на фазы (высказывание мнения, анализ, интеграция, принятие решения).
При работе в удаленном режиме возникают конфликты из-за задержки коммуникации. Эксперт предложили ввести правило в команде: «важно спросить – позвони». Помимо этого, можно создать общую доску задач, на которой видно кто что делает в данный момент, а также проводить ежедневные онлайн обсуждения дел в компании.
О том, как подготовится к переговорам в сложной ситуации при возникновении конфликта с деловым партнером, рассказал руководитель проекта «HR Мегатренды» компании РБК, основатель проекта Conflict Killer Александр Алексеев. Он отметил, что своевременное нивелирование или разрешение конфликта всегда благотворно влияет как на его участников, так и дела в компании в целом. В свою очередь затянувшийся конфликт приводит к репутационным, денежным и иным потерям. Спикер дал общие рекомендации по подготовке к переговорам. Он посоветовал проводить подготовку на бумаге, отметив все аргументы, приведя основные цифры. Лучше протестировать аргументацию на собеседнике. Помимо этого, эксперт порекомендовал не зацикливаться только на своей точке зрения, а постараться встать на позицию оппонента. По словам Александра Алексеева, необходимо разобрать ситуацию по времени: что было раньше? Кто является сторонами в конфликте? Как в настоящее время мы можем сблизить позиции и интересы сторон? Если мы не разрешим конфликт, какие последствия он может повлечь за собой? А если мы его разрешим? Помимо этого, следует оценить свой потенциал в деле разрешения конфликта. Иногда следует привлечь профессионалов – медиаторов или юристов. Пройдя всю подготовку к переговорам, нужно приступать к самому процессу переговоров. И перед ними Александр Алексеев порекомендовал так же потренироваться.
Второй блок открыл доктор медицинских наук, профессор, вице-президент Национальной ассоциации медицинской информатики, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» Пётр Кузнецов. Он рассказал о применении модельной программы укрепления здоровья сотрудников. «Сейчас, когда осуществляется переход на шестой технологический уклад экономики, перед нами стоит задача не сохранения здоровья, а увеличения того, что у нас есть». Решить эту задачу призвана «Программа укрепления здоровья работников». Перед работодателем ставится цель постоянно повышать уровень физического, психологического и социального благополучия работников для повышения производительности труда в условиях полной производственной безопасности. Программа призвана решить такие задачи, как увеличение трудового долголетия работников, профилактика, диагностика, предупреждение травматизма, общих и профессиональных заболеваний, профилактика эмоционального выгорания. Причем, по словам Петра Кузнецова, последний фактор присущ в большей мере не возрастным работникам, а тем, кому сейчас чуть больше двадцати лет – они привыкли к существованию в обществе потребления и отказ от различных благ и переход к аскетизму для них психологически сложен. Помимо этого, спикер рассказал о программе врачебно-цифрового управления здоровьем, которая уже начинает внедряться. Основными результатами её воплощения должны стать улучшение здоровья сотрудников, повышение производительности труда, переход работников к здоровому образу жизни и т.д.
Независимый эксперт по корпоративным программам благополучия и здоровья сотрудников, участник команды разработки модельной программы сохранения здоровья работников Портала РАМН и НИИ Медицины труда им. Б.Ф.Измерова Сергей Спиридонов осветил практику корпоративного управления и сохранения здоровья работников. Он отметил, что чаще всего работодателю приходится платить за здоровье своего сотрудника. Согласно исследованиям, только около 35% работников можно считать условно здоровыми (то есть не имеющими хронических заболеваний). Расходы работодателя возрастают в 3,5 раза на тех работников, которые имеют хроническое заболевание (таких примерно 50%). Если же человек имеет более одной хронической болезни, то расходы возрастают в 10 раз по сравнению с относительно здоровым специалистом. Поэтому работодатель заинтересован в сохранении здоровья сотрудниками. Для этого в разных странах давно уже принимаются различные корпоративные программы. Например, в США 85% крупных компаний уже внедрили у себя корпоративные программы ЗОЖ. При этом более половины работников о них знают, и 50% из них активно в них участвуют. Спикер рассказал об особенностях корпоративных программ, характерных для разных стран, а также привел примеры их внедрения в российских крупных компаниях. Поскольку человеческий капитал приобретает все большее значение для работодателей, то программы сохранения и улучшения здоровья и благополучия сотрудников будут находить все большее применение, тем более, что затраты на них, как показывает практика, окупаются.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы