6 апреля Комитет МТПП по консалтингу при поддержке Национальной гильдии профессиональных консультантов (НГПК) провел онлайн блиц-турнир «Ключевые вопросы к персоналу своего бизнеса. Ваши вопросы – наши ответы».
Мероприятие стало четвертой по счету бизнес-встречей из серии бесплатных консультаций ведущих российских специалистов по управлению, готовых ответить на вопросы слушателей в прямом эфире.
«Почему и зачем появился формат “вопрос-ответ”? Мы, представители Комитета МТПП по консалтингу, обладая уникальным опытом работы с сотнями организаций, решили предоставить предпринимателям возможность получить ответы на интересующие их вопросы по различным аспектам управления, – объяснила в своем вступительном слове ведущий блицтурнира – председатель Комитета по консалтингу, генеральный директор Национальной гильдии профессиональных консультантов (НГПК) Лидия Чукина. – Для этого мы организовали серию бизнес-встреч, объединенных общей тематикой – как способствовать успешному функционированию и развитию организаций». Лидия Чукина напомнила слушателям тематику трех предыдущих бизнес-встреч, подробно разъяснила суть нынешней и предложила слушателям задавать свои вопросы.
Два участника блиц-турнира рассмотрели ряд вопросов, касающихся работы с персоналом: как правильно «запустить» в организации постоянно обновляющуюся систему обучения и как адаптировать к ней персонал? Как правильно работать с моделью компетенции? Нужно ли заранее обучать сотрудников организации умению «тушить» разного рода конфликты или не следует «бежать впереди паровоза» и обучать работников тому, что, может, и не пригодится? Как корпоративная культура организации связана с умением ее руководителя применять системный подход в различных ситуациях? Можно ли считать отдельной компетенцией умение обобщить полученный опыт?
Председатель Совета директоров ГК «Степ-бай-Степ», член Комитета по консалтингу МТПП, вице-президент НГПК Анастасия Птуха считает, что систему постоянного обучения необходимо выстраивать в каждой компании. Однако многие боятся вкладываться в обучение сотрудников, потому что прошедшие его могут потом уйти к конкурентам. Также некоторые руководители думают, что готовые профессионалы должны «приходить с рынка». По мнению Анастасии Птухи, оба этих мнения не выдерживают критики.
По ее словам, в компании надо развивать систему корпоративного университета, а если компания маленькая, то систему наставничества; стимулировать самообразование, в процессе которого сотрудники рассказывают остальным, чему научились. Самое плохое, считает Анастасия Птуха, «когда разговор идет не о развитии компании, а лишь о том, чтобы любой ценой удержать высококвалифицированный персонал».
Эксперт также привела пример того, что происходит, когда человек поднимается по карьерной лестнице, достигает предела своих компетенций, но учиться дальше не хочет. «Надо стараться развивать каждого, но нет ничего зазорного, если не желающие учиться покидают компанию», – считает она.
По мнению Анастасии Птухи, корпоративная культура возникает из понятия «польза для потребителя». Понимание пользы – это проявление осознанности, считает эксперт, а осознанность в современном мире прямо коррелирует с профпригодностью. «Когда компания осознает свою роль в макро- или микросообществе, в соответствии с этим подбираются и люди, и выстраивается умение решать конфликты». Эксперт также обращает внимание, что корпоративная культура во многом зависит от первого лица компании. «Странны попытки, – отмечает она, – изменить корпоративную культуру или атмосферу в компании на те, что не соответствуют мировосприятию первых лиц».
Основатель и владелец компании HumanTime Group Ирина Кандаурова представила свое видение выстраивания системы обучения в компании. Взрослые люди не любят учиться «впрок», поэтому надо искать способы стимулировать их развитие, считает она: «Система обучения – это мостик, нужно показать сотруднику, куда он ведет; чего можно добиться при увеличении своих компетенций – карьерного роста, роста зарплаты и т.д… Сращивая эти вещи, мы формируем систему обучения». Она также упомянула о важности внедрения индивидуальных планов развития и корректировки их во время личной встречи подчиненного с руководителем не реже раза в квартал.
Распределять задачи надо с учетом сильных сторон людей, считает эксперт, – так выстраиваются многие процессы. В том числе адаптация вновь прибывших, проходят в разы быстрее. Также необходимо формировать группы для обмена опытом, корпоративные «облака» и другие места для хранения информации, которой может воспользоваться каждый член коллектива.
В каждой модели компетенции необходимо, по мнению Ирины Кандауровой, прорабатывать допустимые уровни, расширяя тем самым «воронку кандидатов». «Не нужно учить всех подряд и всему», – считает она. Необходимо вырабатывать стратегию работы с персоналом и показывать людям, какие специалисты на каких позициях в компании нужны. Что касается умения предвидеть конфликты и «гасить» их в зародыше, то оно востребовано в первую очередь для сотрудников отделов продаж, колл-центров, то есть тех подразделений, которые работают с людьми.
Эксперт также рассказала, какими методами можно повысить мотивацию сотрудников, насколько важно лишить их страха совершить ошибку и поделилась со слушателями практикой проведения совещаний под названием «Ретроспектива проекта».
Она также познакомила слушателей со стратегией «ориентация на развитие» и основами системы премирования на основе KPI.
В заключение мероприятия Лидия Чукина напомнила, что следующая бизнес-встреча, на которой будут обсуждаться вопросы, связанные со структурой организации «как воплощением ее стратегии и корпоративной культуры», состоится 20 апреля в 16.00.
Модератор также анонсировала офлайн-встречу в МТПП 15 апреля, на которой будут обсуждаться перспективы работы бизнеса в Арктической зоне. На встрече будут присутствовать представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и московского Правительства.
Лидия Чукина выразила МТПП благодарность за возможность участия в реализации таких интересных проектов.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы