Cостоялся вебинар, организованный Комитетом МТПП по труду и социальной политике и Центром аудита и охраны труда «Лидер», на котором были рассмотрены основные вопросы, касающиеся организации системы охраны труда на предприятии.
Как отметил генеральный директор ЦАОТ «Лидер» Максим Жуковский, в следующем году планируется полный переход на электронный документооборот в сфере как трудовых отношений, так и охраны труда. «В ближайшие полтора-два месяца все работодатели должны провести внутренний аудит всех документов, касающихся этих двух направлений. Вы должны быть готовы к тому, что в следующем году все они будут «выставлены на всеобщее обозрение».
Охране труда государством уделяется серьезное значение, ведь это прежде всего здоровье и жизнь людей. В проекте нового Кодекса об административных нарушениях ей отводится целая глава, которая содержит 28 видов правонарушений. Для примера – сейчас это всего одна статья Кодекса (5.27.1). Как отметил спикер, законодатель все больше прав в сфере охраны труда предоставляет работодателю – он сам может определять, какую спецодежду выдавать работнику, какие спецсредства использовать и т.д. Но при этом возрастает и ответственность за все эти решения. Пандемия так же требует от работодателей определенных шагов: начиная от организации работы как в офисах и на производстве, так и на удаленке, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, и заканчивая внесением изменений во внутренние нормативные акты. Даже контроль состояния здоровья работников, который необходимо проводить ежедневно, должен быть оформлен соответствующим образом: если на предприятии не используется специальная электронная система контроля, то нужен журнал, в который регулярно вносятся все показатели.
Серьезное внимание необходимо уделять как разработке системы управления охраной труда (СУОТ), так и проведению спецоценки условий труда. Работодатель должен оценить все риски, которые существуют на предприятии, разработать меры по их минимизации и предотвращению. При этом, по словам Максима Жуковского, если в компании нет СУОТ, то проверка трудовой инспекции занимает всего десяток минут – убедившись, что эта система не разработана, инспектор даже не станет запрашивать остальные документы.
В настоящий момент, по словам Максима Жуковского, работодателям и специалистам в области трудовых отношений и охраны труда необходимо поменять свое мировоззрение и понять, что произошли серьезнейшие изменения как в законодательстве, так и в самом подходе государства к этим сферам. Во-первых, изменилось качество проверок трудовых инспекций (они стали более углубленными). Во-вторых, вскоре предстоит полный переход на электронный документооборот, что приведет к абсолютной прозрачности всей документации и позволит проверяющим органам осуществлять контроль без выезда в офис, быстро и неотвратимо. И в-третьих, ответственность за все нарушения постоянно ужесточается и несоблюдение требований может привести к банкротству компании.
Организаторы мероприятия в очередной раз призвали всех участников серьезно отнестись к правильному оформлению всех документов: учитывать в работе профессиональные стандарты, разработать все необходимые документы, касающиеся охраны труда, и провести все необходимые мероприятия, предусмотренные нормативными документами. По их словам, осталось совсем мало времени на то, чтобы провести аудит (внутренний или внешний) своих документов и успеть привести их в надлежащий вид.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы