22 ноября на площадке МТПП прошёл семинар «Актуальные вопросы налогообложения компаний транспортно-логистической отрасли».
Для московских предпринимателей был представлен краткий обзор последних тенденций судебной практики по вопросам налогообложения. Были также обсуждены изменения в международном налогообложении, их влияние на компании транспортно-логистической отрасли. Участники уделили время обсуждению изменений в логистических цепочках, их налоговую и неналоговую составляющие.
Заместитель директора Департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей МТПП Марина Евтеева выступила модератором мероприятия. Она отметила, что в нынешней ситуации, когда условия работы участников внешнеэкономической деятельности меняются буквально каждый день, важно знать, какова ситуация в различных областях экономики. «А с другой стороны, важно услышать мнение представителей консалтинговой отрасли, юристов, аналитиков. Мы сегодня решили провести вебинар, на котором заслушаем представителя транспортно-логистической отрасли и представителей компании «Технологии доверия», которая предоставляет аудиторские и консультационные услуги компаниям разных отраслей», - сказала Марина Евтеева.
Директор Департамента мультимодальных перевозок ООО «ТРАСКО» Денис Моисеев рассказал о том, как сейчас складывается ситуация в транспортно-логистической сфере. Он подробно остановился на проблемах и возможных путях их решения. Среди самых актуальных вызовов логистического рынка он назвал запрет на въезд в Евросоюз российским транспортным компаниям и, как следствие, снижение объёмов перевозок из стран Европы. Исключение из автомобильного транзита Украины и нестабильная работа паромов из Турции также усложняют ситуацию. Кроме того, среди вызовов – уход глобальных контейнерных линий из портов РФ и санкции, а следовательно, невозможность доставки грузов через порты «недружественных стран». Есть также сложности по взаиморасчётам с иностранными партнёрами.
У компании «ТРАСКО» имеются некоторые решения этих проблем, которыми и поделился с участниками мероприятия Денис Моисеев. У компании сохранились партнёры с автомобильным парком в ЕС, есть схемы перевозок из ЕС с загрузкой собственных полуприцепов. Сейчас идут активный поиск новых партнёров и развитие новых маршрутов автоперевозок. Готовится к запуску сборная линия транзитных перевозок из Турции. Найдены решения по взаиморасчётам с иностранными партнёрами. «Смена маршрутов не решает всех возникших проблем. Поэтому наша компания подошла к решению вопроса комплексно. Не только организация транспортировки хитрым и ранее неизученным путём, но и услуга по аутсорсингу ВЭД. То есть, у нас есть услуги торгового дома, который наша компания открыла именно для решения этих вопросов», - пояснил Денис Моисеев. Таким образом, есть возможность организовать закупку товаров и их продажу в интересах производителей и покупателей. «Очевидно, что специалистами вашей компании была проведена колоссальная работа по изменению цепочек поставок и усилению роли мультимодальных перевозок, то есть по перестраиванию всей системы логистики», - подытожила выступление модератор Марина Евтеева.
Затем она передала слово руководителю группы оказания услуг предприятиям транспортно-логистической отрасли компании «Технологии доверия» Андрею Солдатенко. Он выступил с кратким обзором последних тенденций судебной практики по вопросам налогообложения: что это значит для компаний транспортно-логистической отрасли. Спикер подчеркнул ряд тенденций в области налогообложения, которые напрямую проистекают из тех моментов, о которых ранее рассказал Денис Моисеев. В первую очередь это существенное изменение регуляторного ландшафта. Речь идёт о санкционных и контрсанкционных мероприятиях, а также о существенном изменении роли тех компаний, которые раньше были транспортными, а теперь вынуждены становиться компаниями-провайдерами полного цикла, включая торговый дом. Андрей Солдатенко рассказал, как сейчас налоговые органы смотрят на отрасль. «Должен сразу разочаровать слушателей – льгот относительно мало и новых льгот в большом количестве не будет», - заявил эксперт. Затем он рассказал о трендах правоприменительной практики в налоговых правоотношениях. «Я не могу сказать, что от мер налоговой поддержки отказались полностью, но они всё больше носят адресный характер, ориентируются в первую очередь на минимизацию социальных проблем. То есть, они направлены на поддержку не крупного бизнеса, а малого и среднего предпринимательства, физических лиц, сотрудников компаний, наёмных сотрудников», - пояснил Андрей Солдатенко.
Об изменениях в международном налогообложении и их влиянии на компании транспортно-логистической отрасли рассказала Ольга Потемкина, директор налоговой практики «Технологии доверия». Она подробно рассказала об основных аспектах налога на доходы у источника. «Это тот налог, о котором мы думаем, когда ведём расчёты с международными контрагентами. Когда мы платим какой-то доход иностранцу, мы должны подумать – этот доход является доходом от источника в России, облагается ли он соответствующим налогом в России. Необходимо также проверить, есть ли у иностранного контрагента присутствие в РФ», - напомнила Ольга Потемкина. Она привела примеры платежей и облагаемых «пассивных доходов».
Директор налоговой практики группы косвенного налогообложения «Технологии доверия» Ирина Цыганкова рассказала об изменениях логистических цепочек, их налоговой и неналоговой составляющих. Она подробно остановилась на проблемах, которые возникают, когда внутри международных перевозок возникает «российское плечо», и способах решения этих проблем.
В последнее время большое количество средних и крупных компаний решили для себя вопрос с открытием счетов в иностранных банках. Чаще всего это страны бывшего СССР (Казахстан, Армения), Ближнего Востока (ОАЭ, Турция) и Дальневосточного региона (Китай, Гонконг). В связи со сложившейся в мире сложной геополитической ситуацией, компании рассматривают также возможности создания дочерних организаций для реализации проектов на территориях Казахстана, Армении, Гонконга, Китая и ОАЭ. Эксперты сравнили эти популярные юрисдикции, привели аргументы в пользу открытия счёта в той или иной.
«Тема очень глубокая. Компании транспортно-логистической сферы сейчас прибегают к аутсорсингу ВЭД. Возможно, это может быть темой нашего следующего мероприятия, поскольку здесь есть много рисков для участников ВЭД. Возможно, имеет смысл рассмотреть этот вопрос на площадке МТПП», - подытожила Марина Евтеева.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы