2 июля Московская торгово-промышленная палата в рамках программы Московского урбанистического форума продолжила рабочие сессии Конгресса «Инфраструктурное развитие городов» в конференц-зале МТПП.
«Нынешний Урбанфорум – десятый по счету в истории Москвы – хорошая возможность обмена опытом не только для мегаполисов, но и для любых населенных пунктов», – отметил, открывая дневную сессию, президент МТПП Владимир Платонов. Он напомнил, что на утренней сессии состоялось обсуждение роли и значения ТПП и предпринимательства в развитии инфраструктуры города, а «сейчас на площадке МТПП проходит более локальное мероприятие, посвященное инфраструктуре современного жилого комплекса и особенностям его инженерно-технического обслуживания». Докладчик напомнил, что 30 лет назад за счет приватизации в нашей стране появился огромный слой собственников жилья, который расширяется и по сей день, государство же сняло с себя ответственность за обслуживание многоквартирных домов, переложив ее на граждан. Со временем в этой сфере возникли управляющие компании, приход и работа которых «сопровождались огромным количеством конфликтов». Постепенно город, спасая жилищный фонд, создал «Жилищник». «Четыре года назад, МТПП, возродив конкурс “Московское качество”, неожиданно для многих, включила в конкурс, наряду с другими УК, оценку деятельности “Жилищника” и получило интересный результат: многие граждане поддержали эту компанию, – рассказал Владимир Платонов. – Задача МТПП – обобщать и представлять этот положительный опыт». Он отметил, что, к сожалению, конфликты в сфере обслуживания жилья, порой возникают из-за того, что люди, «умеющие правильно повернуть гайку, не умеют общаться с гражданами». МТПП совместно с РУДН создали дополнительные учебные курсы, в рамках которых предпринимательское сообщество, занимающееся обслуживанием жилья, учится правильно организовывать свою работу с населением.
Владимир Платонов приветствовал участников сессии, пожелал им успехов в обсуждении важных проблем и напомнил, что организаторы мероприятия ждут от других ТПП откликов и предложений по обсуждаемому направлению.
Эксперт в области конфликтологии в градостроительстве Игорь Афонин сделал доклад на тему «Управляющие компании (УК) и необходимость инвестирования при обслуживании жилых комплексов бизнес-класса». Он, в частности, напомнил, что жильцы часто обращают внимание лишь на «верхушки айсбергов» – уборку и охрану территории, за которую отвечает УК. Отчасти в этом виноват сам персонал УК, вспоминающий об общении с жителями лишь при срочной необходимости решить тот или иной вопрос. Иногда из-за этого возникают спекулятивные ситуации: появляется другая УК и агитирует жителей перейти «под ее крыло», хотя не готова к этому ни технически, ни организационно, – и дело заканчивается скандалом, в который приходится вмешиваться городу. Мораль, по мнению спикера, следующая: УК должна понимать, что необходимо инвестировать силы и время в общение с жителями, особенно в период коронакризиса, когда люди активно общаются в соцсетях. «Мало просто обслуживать дом – необходимо эффективно управлять конфликтными ситуациями», – считает Игорь Афонин.
Председатель Комиссии по госудасртвенно-частному партнерству (ГЧП) Международной гильдии финансистов Ольга Макаренко рассказала о возможностях и трудностях реализации ГЧП – формы, появившейся в России около 15 лет назад. Спикер осветила особенности истории развития ГЧП в нашей стране, подчеркнув, что 85% планируемых сделок не доживают до момента заключения соглашения, и познакомила слушателей с основными причинами такого положения. Она описала формы ГЧП (концессионное соглашение, аренда с инвестиционными обязательствами и т.д.), рассказала о деятельности органов государственного и муниципального управления (ОГМУ) по организации проекта ГЧП, раскрыла обязательные признаки ГЧП; рассказала о новой схеме ГЧП – контракте жизненного цикла; затронула причины пересмотра условий и прекращения проектов ГЧП, а также вопрос проектного финансирования и описала основные направления деятельности регионального (муниципального) центра ГЧП. «ТПП могли бы выполнять роль не только просветителей, но и помощников в преодолении предпроектного этапа ГЧП, – отметила спикер. – Сейчас, когда реализация социальных проектов становится условием устойчивого развития, необходимо внедрять механизм государственно-частного партнерства».
Генеральный директор компании Vysotskiy consulting Александр Высоцкий рассказал о BIM-проектировании и BIM-технологиях на примере создания цифрового макета города путем краудсорсингового обучения. Он сообщил слушателям, что 10 лет развивает открытое обучение технологии моделирования, работает с вузами. «Я хотел бы, чтобы наш опыт помог переосмыслить крупные урбанистические проекты», – поделился он. Он раскрыл суть BIM-технологий и подробно раскрыл, как выстроить учебный процесс в условиях, приближенных к реальному бизнесу, на примере своего курса «BIM-менеджмент», организованного по Интернету для 1,5 тыс. учеников.
Генеральный директор УК «Усадьбы и парки» Федор Тимохов рассказал о восстановлении старинных усадеб на
примере усадьбы «Скорняково-Архангельское» площадью 30 га в Липецкой области. «Мы создали на ее территории культурное арт-пространство, планируем проведение художественных выставок, проводим экскурсии, организуем деловые и волонтерские мероприятия», – сообщил он. Спикер также рассказал о проекте «Экотропа “Аргамач-Скорняково”» и восстановлении усадьбы «Репец» Задонского района. «Это только крупицы сохраненного, а потенциал огромен, – констатировал он. – Усадеб в России – около 3 тысяч». В перспективе, поделился он, планируется создать Елецкий туристический кластер, который позволит развивать туризм и экономику региона.
Заместитель генерального директора АО «Аэротрам» Виталий Гапоненко выступил с докладом на тему «Локальная система электротранспорта – драйвер устойчивого развития городской агломерации (комплексные инфраструктурные проекты в регионах)». «В Московской агломерации – самая высокая доля деловых поездок, – сообщил он. – Это требует специальных решений». Наиболее эффективным решением, по мнению специалистов «Аэротрама» является легкорельсовый трамвай (ЛРТ), линии которого не должны ограничиваться в протяженности. Докладчик обрисовал базовые функции комплексной системы электротранспорта и ее социально-экономические эффекты; описал типовые функции ТПУ для регионов и субъектов государства, а также преимущества ЛРТ и эффекты от ее реализации; представил слушателям системообразующую линию ЛРТ Восточного региона Московской области и описал инновационность подобных линий. «Ключевая задача – развитие отечественных решений для сферы транспорта», – подчеркнул спикер. По его словам, электробусы и трамваи в десятки раз снижают вредные выбросы в атмосферу. «По одной полосе автомобили перевозят максимум 1 -1,5 тыс. человек в час, тогда как автобус и троллейбус по выделенной полосе – до 4 тыс. в час, а трамваи – до 15-18 тыс. человек в час». Многие регионы России не имеют стратегических программ развития общественного транспорта – им требуется решение в виде ЛРТ, уверен докладчик.
«Площадка МТПП – основной коммуникационный инструмент для всех сегодняшних тем начиная с вопросов ГЧП и гармонизации интересов инвесторов и государства в интересах дальнейшего устойчивого развития, – считает Председатель Гильдии операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при МТПП Анна Краснова-Роттман. – Градообразующие инфраструктурные проекты, цифровые технологии демонстрируют новые горизонты и являются школой для специалистов... Московский урбанистический форум, по сути, – заявка Москвы на статус главного мегаполиса мира».
«Мы считаем, что подобного рода конференции, может быть, с другими акцентами, должны и будут проводиться в других регионах страны – там, где сейчас аккумулируется позитивный опыт территориального развития», – уверен модератор сессии – заместитель председателя Гильдии Константин Рогов. Он заявил, что Гильдия планирует разработку небольших обучающих мероприятий и проведение большого международного инфраструктурного форума, «где в интересах нашей страны будут подтянуты лучшие международные практики».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы