4 октября в Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол на тему: «Гуманитарно-управленческие проблемы цифровизации экономики. Обучающий консалтинг»
Коллективная работа прошла в формате «интеллектуальной мастерской» и была организована Комитетом по консалтингу совместно с членом МТПП Национальной Гильдией Профессиональных Консультантов (НГПК) и Финансовым университетом при Правительстве РФ.
В мероприятии приняли участие представители ведущих вузов и научных организаций, консультанты по управлению, бизнес-тренеры, методологи, руководители предприятий - заказчики консультационных услуг.
Ведущим мероприятия выступила Лидия Чукина, председатель Комитета по консалтингу, Президент НГПК, модератором - Вячеслав Марача, вице-президент НГПК, кандидат философских наук.
Основной докладчик Юрий Пахомов, журналист, разработчик образовательных курсов по цифровым технологиям, консультант с 20-летним опытом и автор книг «Психотренинг: игры и упражнения», «Логика естествознания», «Игротехнический букварь», «Танец в паре: экспедиция за управляемым счастьем» и др., сфокусировал внимание участников на том, что для нашего времени характерно размывание границ между традиционными институтами. В частности, реальные процессы порождения и использования знаний протекают «сквозь» институциональные перегородки и не имеет принципиального значения, относить ли их к науке, к образованию, к управлению или к консалтингу.
Кратко обсуждаемые докладчиком проблемы образования можно обозначить следующим образом:
• непродуктивность дисциплинарного подхода к формированию содержания образования;
• несоразмерность циклов жизни среднего и высшего образования с циклами жизни профессий;
• инерция присущих прошлым столетиям фокусировок в понимании сути образования;
• обилие непродуманных попыток решать проблемы с помощью цифровых технологий;
• проблема утилизации материально-технической и кадровой базы систем образования.
Если соотносить эти проблемы с консалтингом, то общим моментом кризиса является то, что опора не на мышление, а на готовое знание, даже развивающееся и эволюционирующее, не позволяет поспевать за ситуацией и адекватно действовать. В обеих ситуациях практику консервирует социально-институциональная инерция не-мыслящих объемлющих сред. Контраст же двух ситуаций докладчик видит в том, что образовательные парадигмы запускались в прошлые века, оестествлены и имеют большую историческую инерцию, а многие консалтинговые – конструировались в XX веке, часто путем «переодевания» старого в новое, и запускались как предпринимательские проекты.
Докладчик предложил интересное обобщение характера инновационной динамики управления, затрагивающее как образование, так и консалтинг: «хайп-волны» прогрессивных (модных) управленческих технологий. Так, например, мода на реинжиниринг бизнес-процессов сменилась повальным увлечением руководителей управлением знаниями, затем пришел черед управления талантами и т.д. Опираясь на собственный опыт знакомства с ИТ-индустрией, докладчик высказал гипотезу, что за этими искусственно нагнетаемыми волнами стоят большие деньги инвесторов.
Подводя итоги, докладчик лаконично сформулировал свое видение проблемной ситуации в образовании на 2019 год: уже понятно, как строить новое образование, но непонятно, как утилизовать старое. Что касается ситуации в консалтинге, то докладчик отметил, что в связи со «смертью консалтинга» появляются проекты утилизации консультантов (безотходное производство как экологический принцип). Например, концепция техноэкономического подхода к трансформации консалтинга и запуск соответствующей цифровой платформы BusinessChain (С. Чернышев, Р. Помбухчан, https://ipe-lab.com/).
В ходе плодотворной дискуссии были затронуты следующие темы:
- Владислава Калинина (архитектор, AKVK & Partners) обратила внимание на значении в подготовке будущего архитектора рисования с натуры гипсовых моделей, поставив вопрос о том, чего в плане овладения пространственным мышлением не дают и не могут дать цифровые технологии;
- Ирлан Шабельников (доцент МГОУ) отметил, что в образовании рисование от руки остается важным каналом приобщения ребенка к классическому искусству и «докнопочной» культуре;
- Дмитрий Жданухин (Центр развития коллекторства) поставил вопрос о том, можно ли применить предложенную докладчиком схему производства управленческих технологий через «хайп-волны» к проекту «Бизнес-молодость», а также о подлинном значении популярного ныне слова «фейк» - в частности, применимо ли понятие «фейк» к феноменам мыследеятельности?
Отвечая на вопрос о понятии «фейк», модератор Вячеслав Марача перевел его в дискуссию о том, что есть мера эффективности коммуникации. Является ли ее необходимым условием согласованность значений тезисов и терминов? На чем следует фокусироваться в полилоге - на словах или на ходе мысли, который может разворачиваться под разными словесными покровами? В обсуждении этих вопросов приняли активное участие Даниил Воловиков (Координатор Гильдии блокчейн МТПП) и поставивший исходный вопрос о понятии «фейк» Дмитрий Жданухин.
- Олег Бахтияров (ООО «ИПИР») предложил строить новое образование на основе антропотехник. По его мнению, учиться приобретать знания - не то же самое, что учиться создавать знания. Когда человек сам становится субъектом своего учения/образования, он начинает не только выбирать преподавателей, каналы, предметы: он начинает сам формировать содержание своего образования. А далее - и способы преобразования своего сознания. Это возвращает нас к вопросу: до какого уровня «образованности» может быть осмыслено требование всеобщего обязательного образования? В обсуждении этих вопросов принял активное участие Алексей Кошевой (ООО «Ковчег»), Антонина Ростовская (ГУУ), Любовь Битехтина (Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига - ОППЛ) и другие.
- Михаил Иванов (МГУ им. М.В. Ломоносова) высказал тезис, что образование должно отказаться от безнадежных попыток угнаться за требованиями профессиональной подготовки и заняться чем-то своим.
Итоги дискуссии подвели модератор Вячеслав Марача, ведущий Лидия Чукина и докладчик Юрий Пахомов.
Все материалы мероприятия будут выложены в свободном доступе.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы