27 сентября в Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол «Система риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора за медицинской деятельностью. Особенности работы частных клиник в новых условиях». Круглый стол был организован Комитетом по здравоохранению и медицинской индустрии МТПП и Гильдией производителей медицинских товаров и услуг МТПП.
Президент Палаты Владимир Платонов отметил, что в Московской ТПП активно работают отраслевые гильдии и комитеты по решению проблемных вопросов ведения бизнеса: «Мы внимательно изучаем практику правоприменения и прислушиваемся к мнению профессионалов, чтобы проанализировать нормативно-правовую базу и вовремя решать проблемы бизнеса», - отметил Платонов. Он пригласил медицинские организиции принимать участие в экспертной работе гильдий и комитетов Палаты.
Заместитель начальника Управления организации госконтроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора Сергей Ковалев представил идеологию риск-ориентированного подхода при осуществлении госнадзора. Такой подход направлен на выявление различных групп медицинских учреждений с потенциальным риском. Ожидаемым результатом применения риск-ориентированного подхода должно стать снижение количества смертельных случаев по контролируемым видам деятельности на 2% от уровня 2015 года и на 1% ежегодно.
Сергей Ковалев пояснил, что основанием для отнесения учреждений к той или иной группе риска являются данные Единого реестра лицензий на медицинскую деятельность, который ведется Росздравнадзором. Общий показатель риска для объекта государственного контроля определяется с учетом видов медицинской помощи и условий ее оказания.
Плановые проверки на основе риск-ориентированного подхода начнут осуществляться с 1 января 2018 года, к 1 декабря 2017 года план проверок будет доступен на сайте Генпрокуратуры. Сергей Ковалев отметил, что основой формирования этого плана не станут результаты предыдущих проверок, – разработана специальная математическая модель, которая делает автоматическую выборку проверяемых организаций. Контрольно-надзорные органы будут исходить из презумпции добросовестности лечебно-профилактических учреждений.
По категориям риска все лечебные учреждения будут разделены на 6 групп с различной регулярностью проверок. В группу с чрезвычайно высоким уровнем риска на сегодня попадают около 100 организаций по всей территории РФ. В группы с высоким и значительным риском попадают 1700 организаций. Чтобы попасть в более низкую категорию риска, необходимо отсутствие вступивших в законную силу в течение последних 2 лет постановлений о привлечении к административной ответственности. Условием повышения категории риска будет наличие вступивших в законную силу в течение последних 2 лет постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Сергей Ковалев отметил, что на данный момент на сайте regulation.gov.ru обсуждается содержание чек-листов, в которые включены требования к качеству и безопасности медицинской деятельности – все желающие могут принять участие в обсуждении данных требований (около 40% требований уже были упразднены в рамках предварительного общественного обсуждения).
Начальник Управления по контролю за применением цен на лекарственные препараты Департамента здравоохранения города Москвы Елена Христенко представила различные форматы проверок и процедурные требования к их проведению.
Юрисконсульт СРО «Межрегиональное некоммерческое партнёрство стоматологических предприятий Лига» Наталья Розанчугова, комментируя выступление представителей органов власти, отметила, что основной риск, который возможен в медицинской деятельности, – это вероятность причинения вреда здоровью пациенту и населению вследствие вида деятельности, признанного «опасным», ненадлежащей квалификации врача, отсутствия надлежащего оборудования, инвентаря и лекарств, а также несоблюдения порядка и стандартов оказания медицинской помощи.
По мнению эксперта, важно от формальных критериев определения группы риска перейти к существенным, иначе это грозит невыполнением целей, поставленных при разработке данного подхода, – сокращения смертности, снижения административной нагрузки на лечебные организации, повышение качества контрольно-надзорных функций. Также существующие критерии могут привести к удару по репутации частной медицины вследствие недобросовестности отдельных клиник.
Наталья Розанчугова привела данные о том, что лишь 9% лечебно-профилактических учреждений не выполняют предписания выявленных при проведении проверок правонарушений, то есть основная масса клиник этим предписаниям следуют.
Эксперт предложила при определении категорий риска принимать во внимание виды деятельности ЛПУ по типу передачи заболеваний (инфекционные больницы, отделения, туберкулезные диспансеры, кожно-венерологические диспансеры, клиники, стационары этих типов), размер медицинской организации, количество видов помощи и услуг, заявленных в лицензии.
В рамках круглого стола состоялся обмен мнениями между представителями частных и государственных лечебных учреждений и представителями органов власти.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.