13 апреля в МТПП состоялась онлайн-конференция на тему «Антимонопольный комплаенс и иные способы минимизации рисков компаний в сфере антимонопольного законодательства».
«Я рад, что мы собрались на вторую конференцию, посвященную антимонопольному комплаенсу – первую мы организовали в разгар пандемии, – сообщил во вступительном слове вице-президент МТПП Сурен Варданян. – С моей точки зрения, антимонопольный комплаенс – одна из ключевых систем, наиболее воспринимаемая и понятная с точки зрения бизнеса. Вопрос здоровой конкуренции на рынке принципиально важен для любой экономики мира. Ее наличие позволяет выстраивать эффективную систему отношений в сфере бизнеса... Незнание, недопонимание, недооценка этой проблемы приводят к тому, что компании неправильно оценивают свои риски – и это приводит к потерям: законодательство сегодня позволяет достаточно серьезно штрафовать за невыполнение соответствующих норм». По его словам, МТПП всегда относилась к вопросу конкурентной политики предельно внимательно и подчеркивала необходимость здоровой конкуренции на рынке.
Заместитель руководителя Московского УФАС России Никита Полещук сделал обзор правоприменительной практики в столице, рассказав о наиболее частых нарушениях антимонопольного законодательства. Он назвал основные виды нарушений со стороны монополистов (нарушения правил технологического присоединения, нарушения при выявлении неучтенного потребления, навязывание условий и уклонение от заключенных договоров и т.д.). Большинство (а именно 19) антимонопольных дел в 2020 г. рассматривалось в электроэнергетической отрасли; размер штрафов, оплаченных монополистами в этом же году, составил 202,8 млн руб. Спикер подробно рассказал о характере выявленных нарушений, отметив, что в основном при этом нарушались права малого и среднего бизнеса. Он также рассказал о положении дел в сфере антиконкурентных соглашений. Отрасли, в которых в 2019-2020 гг. чаще всего выявлялись сговоры, – это ЖКХ, здравоохранение, информационные технологии и автодорожный комплекс. Спикер объяснил, какие меры административной и уголовной ответственности предусмотрены в этих случаях. В завершение своего выступления он затронул нарушения в сфере закупок (установление непомерных требований в документациях о закупках, неправомерные действия при рассмотрении заявок участников и т.д.). В заключение он сообщил, что 92% предписаний Московского УФАС исполняются.
Член Ассоциации антимонопольных экспертов, руководитель практики антимонопольного права юридической фирмы «Инфралекс» Елена Кузнецова объяснила слушателям, как выстроить в компании грамотную антимонопольную политику. Она обрисовала положительный эффект от принятия антимонопольного комплаенса (снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства, смягчение административной ответственности и т.д.), подробно рассказала о его обязательных элементах, предусмотренных Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Самым несложным элементом системы, подчеркнула спикер, является порядок ознакомления с антимонопольным комплаенсом работников хозяйствующего субъекта. Она также перечислила обязанности должностного лица, ответственного за функционирование антимонопольного комплаенса, и подчеркнула, что организация вправе вносить в него свои элементы, например, правила взаимодействия с органами власти.
Адвокат, партнер Beiten Burkhardt, Rechtsanwalt Александр Безбородов рассказал слушателям о видах ответственности за нарушение антимонопольных требований и объяснил, в каких случаях компании малого и среднего бизнеса попадают под действие антимонопольного законодательства. «Внедрение антимонопольного комплаенса – это возможность минимизировать ответственность, предотвратить потенциальные нарушения, обучить сотрудников», – отметил он. Он познакомил слушателей со статистикой ФАС России по рассмотрению дел, созданию картелей на торгах (в этом виде нарушения с большим отрывом «лидирует» строительный комплекс), сообщил, что с 2017 по 2019 гг. сумма штрафов, наложенных на нарушителей, возросла с 2 млрд руб. до 4,5 млрд руб., отметив при этом, что штрафы не являются основной целью ФАС – им обычно предшествуют предупреждения. Докладчик рассказал о судебной практике ФАС, еще раз подробно остановился на картельных соглашениях и других нарушениях – вертикальных соглашениях, недопустимой координации экономической деятельности и видах ответственности за них.
Президент Национальной Ассоциации Комплаенс (НАК) Владимир Балакин рассказал слушателям о том, как использование комплаенс-процедур способствует предупреждению нарушений антимонопольного законодательства. «Комплаенс – универсальный инструмент защиты бизнеса, его антимонопольная составляющая, безусловно, очень важна. Однако должная осмотрительность в бизнесе должна быть комплексной: если ограничиться одним или несколькими направлениями комплаенса, защита не будет эффективной», – объяснил спикер. Он подчеркнул, что защищаться надо на опережение, а не ждать претензий контролирующих органов. Наилучшая политика – заблаговременно провести в организации комплаенс-аудит, исправить ошибки и наладить систему соответствия без потерь и спешки. «Внедренный антимонопольный комплаенс – эта грамотная система, вплетенная в трудовой коллектив и бизнес-процессы», – пояснил спикер, указав что внедрять его следует «до последнего исполнителя». Он также порекомендовал документы, которыми можно пользоваться при внедрении антимонопольного комплаенса – в частности, за ними можно обращаться в МТПП.
По ходу мероприятия слушатели задали спикерам много вопросов.
В заключение конференции Сурен Варданян отметил, что антимонопольный комплаенс является «непростым вопросом, только сейчас проникающим в сознание бизнеса». Он напомнил, что в МТПП создан Центр комплаенс-консультирования и предложил предпринимателям обращаться туда. Он поблагодарил спикеров и заявил о намерении продолжать начатую тему – в частности, в будущем затронуть вопросы, связанные с организацией конкурсов и тендеров.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы