Участники организованной Комитетом МТПП по развитию комплаенс и деловой этики онлайн-конференции обсудили роль и значение антикоррупционного комплаенса в организациях малого и среднего бизнеса.
Во вступительном слове руководитель рабочей группы Комитета МТПП по развитию комплаенс и деловой этики Светлана Снежко отметила, что в текущей ситуации коррупционные риски возрастают: «К сожалению, коронавирус и вся эта ситуация создают условия для недобросовестных лиц. Они превышают свои должностные полномочия, пытаются извлечь собственную выгоду и совершенно не руководствуются интересами тех людей, которым действительно нужна финансовая помощь, которые болеют и борются с этим заболеванием. Надо быть предельно внимательным и повышать бдительность». Затем выступил партнёр юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» Илья Алещев. Он рассказал об антикоррупционной программе предприятия и типовых документах комплаенс. «Понятно, что, когда у бизнеса возникают драматические изменения в экономической среде, он фокусируется на выживании. Но для многих этот период – возможность продумать стратегию, подумать, в том числе о комплаенс», - предположил Алещев. «Бизнес, основанный на коррупционных практиках, как правило неэффективен. Они хоть и позволяют бизнесу иногда, в краткосрочной перспективе, получить некие необоснованные преимущества, но в долгосрочной перспективе это не работает», - уверен Илья Алещев. Он обратил внимание на те последствия отсутствия антикоррупционного комплаенса, о которых не все задумываются. Ведь коррупция влечёт за собой злоупотребление менеджмента по отношению к собственной организации. При правильном же подходе комплаенс – это система управления бизнесом, основанная на более эффективных методиках. Это защита от субсидиарной ответственности, а это сейчас очень актуальная тема. Это защита от злоупотреблений менеджмента.
Светлана Снежко напомнила, что в Московской торгово-промышленной палате профильный Комитет создавали для того, чтобы помогать бизнесу внедрять и развивать комплаенс, в том числе антикоррупционный. Её доклад назывался: "Актуальность и неопределённость построения антикоррупционной программы в МСП". Сегодня недостаточно просто провести проверку и убедиться, что потенциальный подрядчик не привлекался к ответственности, не был замешан в экономических преступлениях или антикоррупционных скандалах. Дополнительно делается запрос о том, что именно компания делает, чтобы это предотвратить. Если у компании есть элементы антикоррупционной программы, это значительно повышает уровень доверия и репутацию потенциального партнёра. Светлана Снежко подчеркнула, что сегодня к тем организациям, которые поставляют свои товары на экспорт, повышаются требования о соблюдении норм и принципов социально ответственного ведения бизнеса. И, как следствие, развитие этой культуры в цепочке поставщиков малого и среднего предпринимательства. Невозможно обеспечивать антикоррупционный комплаенс только на уровне крупных компаний. Актуальность развития комплаенс для малого и среднего бизнеса связана с тем, что антикоррупционная компания развивается в России и в мире. И последние пять лет многие российские компании поддерживают и развивают антикоррупционный комплаенс и ведут за собой более мелкие компании.
Адвокат, управляющий партнёр адвокатского бюро «Большаков, Челышева и партнёры» Артур Большаков рассказал о коммерческом подкупе и о том, как не «попасть под статью» за сувениры. В каких случаях одна и та же бутылка вина может быть взяткой, а в каких - подарком. Артур Большаков предупредил о множестве «подводных камней», связанных с дарением подарков, указал на возможные риски и злоупотребления.
Генеральный директор и основатель комплаенс платформы Павел Борзов рассказал, как компании могут внедрять и применять эту платформу для того, чтобы поддерживать антикоррупционный комплаенс. Комплаенс платформа – это сервис для высокоэффективного управления комплаенс-рисками и качественного выполнения обязательных требований российского и международного законодательства по противодействия коррупции, а также для продуктивного обучения и оперативного тестирования сотрудников.
В заключительном слове Светлана Снежко напомнила, что комплаенс вводится для того, чтобы неукоснительно следовать законодательству, а не избегать ответственности за нарушения.
Запись мероприятия: https://youtu.be/KIriOCPxv6U
Презентации спикеров: https://drive.google.com/drive/folders/1F10Ne20tg_i3bC906ZlntmwLL5NegHwE?usp=sharing
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы