Национальная ассоциация комплаенс и Комитет МТПП по развитию комплаенс и деловой этики провели вебинар «23 февраля и 8 марта - как правильно дарить подарки, чтобы их не приняли за взятку. Как случайно не дать взятку или не получить взятку?»
Главный спикер мероприятия – президент НАК Владимир Балакин - отметил, что приближаются два праздника – День защитника Отечества и Международный женский день – на которые принято дарить подарки своим коллегам, партнерам, клиентам. Как это сделать максимально корректно, чтобы не навлечь неприятности ни на себя, ни на свою компанию, ни на тех, кого мы хотим порадовать? Ответы на все эти вопросы получили участники этого своевременного и полезного мероприятия.
Прежде всего Владимир Балакин дал определение подарка: «это предмет, передаваемый в дар, связанный с обычаем дарить, часто строго регламентированным, как правило, предполагающий ответный дар». Передача подарка может иметь различные цели: выражение позитивной оценки того, кому он вручается; стремление установить хорошие отношения с неким субъектом, проявить свою любовь, уважение; выражение солидарности, взаимопомощи (юбилеи, новоселья, свадьбы). Важным признаком подарка является его безвозмездность. Владимир Балакин рассказал, что подарок не считается взяткой, если: это не наличные деньги (или их эквивалент в виде подарочной карты, ценных бумаг, криптовалюты); он не предлагается в обмен или в качестве вознаграждения за любое действие или бездействие; он разрешен к дарению в соответствии с местным законодательством и требованиям получателя; он соответствует местным традициям; он дарится открыто и регистрируется в бухгалтерских документах. Дарение или получение подарка, который стоит более установленной в организации суммы, стоит согласовать с руководителем, чтобы не навлечь на компанию неприятности.
Для того, чтобы четко понимать, что, как, кому и при каких обстоятельствах можно дарить и какие знаки внимания можно принимать, в компании необходимо разработать внутреннюю Политику в отношении дарения подарков. Она должна соответствовать ценностям, миссии и стратегии компании в целом. Но мало только разработать эту Политику и оформить её внутренним нормативным актом. Необходимо довести её положения до каждого сотрудника. По словам спикера, согласно проведенным опросам, до 70% рисков в организации являются неосознанными. Многие работники, принимая подарок или готовясь вручить презент, не понимают, что они не только рискуют сами, но и подвергают опасности репутацию компании. Помочь в создании как системы внутреннего комплаенса в целом, так и в написании политики дарения может готовое решение, разработанное НАК – «Комплаенс START», который представляет собой комплект из 34 документов по 19 направлениям бизнеса.
В целом, необдуманные действия, связанные с получением или дарением подарка, могут привести к обвинению в получении, либо даче взятки или в посредничестве во взяточничестве. Определение взятки и ответственность за её вручение прописана в Уголовном кодексе. А, согласно ст. 575 ГК РФ, дарение подарков стоимостью свыше 4 тыс рублей коммерческим организациям вообще запрещено. В случае, если юридическое лицо желает подарить что-то, стоящее более трех тысяч руб. необходимо оформлять договор дарения.
Особая категория потенциальных получателей подарков – это госслужащие. Законом установлено, что «презент» для них не может стоить дороже трёх тысяч рублей. По словам спикера, эту категорию можно отнести к тем, «кого лучше поздравлять словами и улыбкой».
Среди «правильных подарков» к 23 февраля и 8 марта Владимир Балакин назвал материальные ценности (сувениры с логотипом организации как часть рекламы к праздничной дате) либо приглашение на мероприятие, приуроченное к празднику. При этом, это мероприятие не должно быть «чрезмерно пышным». Спикер подчеркнул, что это оценочное мнение, и поэтому допустимый размах торжеств, приемлемый для данной фирмы, также желательно прописать во внутренних правилах.
Участники мероприятия задали ряд вопросов о том, насколько допустимы те или иные подарки к грядущим праздникам. Спикер пригласил тех, у кого еще остались вопросы как по теме вебинара, так и по вопросам организации системы комплаенс в компании, обращаться в Ассоциацию. «Мы готовы помочь по всем вопросам», - подчеркнул Владимир Балакин.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы