Комитет по консалтингу МТПП совместно с Национальной гильдией профессиональных консультантов (НГПК) провели онлайн круглый стол на тему «Покупка компаний с иностранным участием: юридические, управленческие, организационные инструменты и современная практика».
«Сегодня мы продолжаем тему консалтингового сопровождения изменений, которые происходят у компаний, выкупивших либо свои, либо чужие иностранные активы, – такими словами открыла мероприятие его модератор – председатель Комитета по консалтингу МТПП, президент НГПК Лидия Чукина. - Оказалось, что эта тема достаточно актуальна и для представителей МТПП, и для наших коллег – не только предпринимателей, но и консультантов, юристов, эйчаров и т.д.» По данным западных СМИ, почти 2000 иностранных компаний, работающих в России, хотят уйти, но полностью продали свои активы пока только 206 компаний. «Иными словами, рынок для нас, консультантов, есть», – делает вывод Лидия Чукина. Она напомнила слушателям, что в конце декабря 2022 года правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации определила ряд условий, соблюдение которых будет учитываться при выдаче разрешений на выход компаний недружественных стран из российских активов. Одно из них – установление ключевых показателей эффективности для новых акционеров-собственников. «Сегодня мы как раз займемся расшифровкой того, с чем связаны эти ключевые показатели эффективности, как их определить и чем мы, консультанты, можем в этом помочь», – отметила Лидия Чукина.
Эксперт по бизнес-планированию и построению бизнес-моделей Виталий Елифёров выступил с докладом на тему: «Как адаптировать бизнес-модель компании при изменении юрисдикции и системы управления?». «При изменении собственников бизнеса сразу же меняются цели, стратегия, набор стейкхолдеров, окружение. Сейчас мы живем в турбулентной обстановке, поэтому могут присутствовать все элементы изменений», – отметил спикер. Он рассказал, в каких случаях (изменение внешних условий, изменение целей и стратегии компании, изменение продуктовой линейки, изменение структуры бизнеса) бывает необходимо изменение бизнес-модели, и представил три формата изменений. Первый формат – это бизнес-модель Canvas (авторы Александр Остервальдер и Ив Пинье), которая одинаково подходит для мелкого, среднего и крупного бизнеса; второй – система сбалансированных показателей (авторы Дейвид Нортон и Роберт Каплан), предназначенная для среднего и крупного бизнеса, и третий – Матрица Захмана, которой могут воспользоваться только крупные предприятия и холдинги. Спикер подробно представил слушателям схемы применения этих трех систем и их влияния на работу компаний, подкрепив свои объяснения практическими кейсами.
Доклад эксперта Гильдии Станислава Ляпунова был посвящен практикам управления проектами при диверсификации бизнеса. Спикер сообщил, что, «согласно исследованиям Государственного университета управления, за возвращение в экономику государственного краткосрочного пятилетнего, среднесрочного и долгосрочного планирования выступило почти 80% опрошенных промпредприятий». Он рассказал о проекте «Цифровой Госплан» с участием ведущих вузов страны – МВТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭУ им. Г.В. Плеханова и отметил, что представителям консалтинга также необходимо учитывать этот новый фактор в деловой атмосфере бизнеса. Появление его [фактора] сигнализирует о потребности ТОП-менеджмента в стратегических ориентирах. Далее спикер перечислил, с какими трудностями часто сталкивается менеджмент компаний при смене собственника, и указал на предпосылки для успешного решения задач компаний в сегодняшней ситуации. Он рассказал о трех областях проектов (вытекающие из оценки рисков, изменения в технологиях менеджмента, инновационные продукты и рынки), отметив, что эти процессы часто требуют серьезной консультационной поддержки. В завершение доклада спикер остановился на действиях для анализа реализуемости, подробно рассказав как о самих действиях (выбор ключа для входа к клиенту, формирование заинтересованности у потенциального заказчика, создание проектной команды и т.д.), так и о ключевых факторах успеха для совершения каждого из них.
Руководитель Центра инноваций и высоких технологий МФТИ Захирджан Кучкаров сделал доклад об опыте сотрудничества вузов и компаний в условиях внедрения технологических новаций. Он рассказал о практике МФТИ, когда студенты-старшекурсники привлекаются к работе в крупных конструкторских бюро, институтах РАН и на других предприятиях. «За 75 лет существования система зарекомендовала себя блестяще, – отметил спикер. – Сейчас мы модернизируем ее под текущую тематику». По его словам, базовым предприятиям сейчас нужны специалисты по стратегическому планированию, управлению, разработчики оргсистем и т.д. Спикер рассказал, какая схема сотрудничества между вузом и предприятиями действует сейчас, как «магистерские работы превращаются в работы по инжинирингу предприятия». Он также рассказал, каких изменений, в том числе в существующей нормативной базе, требует процесс дальнейшей цифровизации деятельности компаний, и познакомил слушателей с рядом реализуемых проектов, связанных с цифровизацией.Доклады вызвали множество вопросов и активное обсуждение со стороны участников «круглого стола».
«Мы обсудили много болевых точек и “белых пятен” в рассматриваемых вопросах. Я зафиксировала несколько идей на предмет того, какой вклад мы можем внести в изменение нынешней ситуации. Недостаточно работать с одной организацией – компанией или вузом, необходимо работать комплексно. Комитет рассмотрит вопрос организации консорциума консультантов, вузов, актива РАН и компаний, которые готовы работать в системном поле», – подвела итог мероприятию Лидия Чукина, поблагодарив всех его участников.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы