31 марта на площадке МТПП эксперты обсуждали пути возрождения утраченного и формирования нового в области национальной культуры.
«Идёт работа, связанная с формализацией продукта, которым является наше культурное наследие, – бесспорно, богатое, исчисляемое тысячелетиями. Каждый раз меценаты и предприниматели находят новую форму его использования в своей работе, чтобы создавать новые туристические маршруты. Постоянно возникают новые проекты, требующие привлечения специалистов и подготовки кадров. Этот вопрос в стенах Палаты обсуждается регулярно», - сказал, открывая мероприятие, вице-президент МТПП Александр Крутов. Он подчеркнул, что «идея и тематика мероприятий охватывает с каждым разом всё больше городов и территорий, что говорит об актуальности вопросов, которые обсуждаются в рамках Комитета». Темами круглого стола были заявлены возрождение утраченных промыслов, разработка и совершенствование образовательных программ, а также формирование новых культурных кодов. Александр Крутов назвал участников встречи «людьми, глубоко неравнодушными», и выразил уверенность, что каждый из вопросов повестки будет максимально подробно раскрыт.
Председатель Комитета МТПП по культуре Марианна Гнездилова сообщила, что по итогам обсуждения выработанные важные идеи для совершенствования отрасли будут внесены в резолюцию, которая будет направлена для рассмотрения в Совет Федерации и профильный комитет Госдумы. «В России так много интересных проектов, о которых люди не имеют возможности заявить. Пока нет площадки, на которой мы могли бы ознакомиться с каждым этим проектом, обменяться опытом», - посетовала Марианна Гнездилова.
Вадим Куликов, председатель наблюдательного совета Российского технологического фонда, автор проекта «К истокам. Можайск, Таруса, Касимов, Лежнево» презентовал свой проект. «Действительно, сегодня у нас колоссальное количество инициатив. Есть большой спрос на наш продукт, и в основном от реальных предпринимателей, которые в своих регионах делают хорошие вещи. Считаю, что как раз система ТПП могла бы стать основой для коммуникационной площадки разных регионов, которая могла бы нас всех координировать», - заявил Вадим Куликов. Он сообщил также, что Правительство РФ и Госсовет на Восточном экономическом форуме приняли решение отказаться от практики туристических cash back в пользу поддержки конкретных программ и конкретных инициатив. Кроме того, принято решение сделать подпрограмму национального проекта, посвященную развитию туризма в российских малых городах, «интересных исторически, патриотически, образовательно». «Наша цель – такую программу сформировать», - обозначил задачу Вадим Куликов. Затем он объявил о создании инициативной группы, исполнительным директором которой является Марианна Гнездилова. Предприниматели, у которых есть инвестиционные проекты, имеют шанс быть включенными в программу. «Очень важно, чтобы мы к сентябрю имели достаточные основания для того, чтобы заявиться в бюджет на 2024 год. Это приличные средства, поэтому предстоит активная работа», - подытожил спикер.
Директор ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» Игорь Корнеев рассказал о том, как ему удаётся увлекательно реализовывать детские программы.
Директор Музея-заповедника «Усадьба Мураново имени Ф.И. Тютчева» Александр Богатырёв рассказал: «Одна из главных задач, выполняемых нами, это привлечение гостей. Многие музейщики говорят: «Мы принимаем посетителей», но я так решил, что мы – усадьба, а в усадьбу приходили гости. И мы будем принимать гостей. Это и соответствующее отношение к людям, которые к нам приходят, и условия для создания добрососедства».
Замдиректора по развитию Музея-заповедника В. Д. Поленова Дмитрий Грушевский подробно рассказал о Театральном доме В. Д. Поленова (Москва) и селе Бёхово (Тульская область). Эти объекты вошли в список «Лучшие туристические деревни», составленный Всемирной туристической организацией (UNWTO) – специализированным межправительственным учреждением системы ООН. Дмитрий Грушевский рассказал, как музею удалось попасть в этот престижный рейтинг.
Продюсер и куратор социальных проектов Александр Аседач рассказал о фотовыстаках под открытым небом, которые являются инструментом для продвижения социальных проектов.
Затем слово предоставили представителям «молодого музея». Директор музея Брынь, архитектор-реставратор, член ИКОМОС, руководитель проекта БАКОД Анатолий Коршунов и его партнёр, активный член Комитета МТПП по культуре Ольга Добрынина представили кластер культурных решений и бизнес-проектов «в области переосмысления и воплощения символов российского культурного кода в современности», который называется БАКОД.
О возрождении Музея кустарных промыслов им. С. Т. Морозова в городе Голицыно Одинцовского округа рассказала его директор Светлана Роханова.
Директор по развитию Академии имиджелогии, член ТСХР (объединение «Русский стиль») Елена Сикачева рассказала о том, как бренд может создать территорию. Её презентация называлась «Развитие территорий через восстановление промыслов. Создание бренда территории». В формировании бренда территории важную роль играют историческое наследие и уникальность достопримечательностей. Важным дополнением к теме формирования бренда территории является история развития и сохранения локальных ремесел.
О том, как создать моду на национальный спорт, рассказала сотрудник пресс службы Федерации городошного спорта Санкт-Петербурга Мария Горностаева, организатор турнира по национальным видам спорта «Витязъ». «Наш проект существует чуть менее года, но, тем не менее у нас есть хорошие результаты. Зародить бренд и увлечь им детей лучше всего своим примером! Я стала играть в лапту и в городки, чтобы погрузиться во всю эту историю и узнать национальный спорт изнутри», - рассказала Мария Горностаева.
Участники встречи выражали общее мнение, что бренд как категория творческой деятельности человека входит в сферу культуры и способствует повышению степени туристической привлекательности региона и развитию малого бизнеса в современной России.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы