15 марта состоялся онлайн блиц-турнир «Ключевые параметры для анализа текущего состояния своего бизнеса. Ваши вопросы – наши ответы». Его организаторами выступили Комитет МТПП по консалтингу и Национальная гильдия профессиональных консультантов (НГПК).
Мероприятие продолжило серию бесплатных консультаций ведущих российских специалистов по управлению, готовых ответить на вопросы слушателей в прямом эфире.
«Блиц-турнир представляет из себя серию вопросов и коротких ответов, которые дают представление о некоем направлении действий руководителям и собственникам малого и среднего бизнеса. В режиме “вопрос-ответ” мы передаем слушателям некие “сакральные” знания, с которыми они либо работают потом самостоятельно, либо обращаются к консультантам за более подробными объяснениями», – отметила во вступительном слове модератор мероприятия – председатель Комитета по консалтингу, генеральный директор НГПК Лидия Чукина.
Трое участников нынешнего блиц-турнира рассмотрели ряд связанных между собой вопросов: какие показатели бизнеса включаются в понятие «ключевые параметры»? Как они классифицируются в консалтинговой практике? Как связаны между собой различные параметры и кто в компании должен отвечать за их гармонизацию? Какими показателями – количественными или качественными – являются ключевые параметры? Привязаны ли системы параметров к виду бизнеса, его величине или форме собственности?
По мнению специалиста в области повышения эффективности и оптимизации систем управления Бориса Карабанова, для определения ключевых параметров предприятие должно представить модель своего бизнеса в виде воронки, на входе в которую поступают ресурсы, а на выходе – «выливается» прибыль. На основе этого процесса становится понятно, насколько хорошо ресурсы перерабатываются в результаты и можно определить задачи менеджмента по оптимизации конверсии. «Первое лицо, посмотрев на полученные параметры, получает полное представление о своем бизнесе. Их можно считать ключевыми, потому что они характеризуют результат, то есть ради чего работает организация, и основные драйверы, благодаря которым этот результат можно улучшить», – пояснил эксперт. По такой схеме можно анализировать любой бизнес независимо от его отраслевой принадлежности, считает он.
По его мнению, поставив качественную цель, необходимо перевести ее в количественный параметр, однако не все цели можно оцифровать.
«Из опыта работы у меня сложилась связка, что финансовые параметры бизнеса – следствие, а нефинансовые, натуральные – причина», – считает он. Если непонятно как управляют натуральными показателями, то будет беспорядок и в финансовых.
Рассуждая о взаимном влиянии параметров друг на друга, эксперт привел в пример санаторий, который в погоне за прибылью создал продукт «Безлимит», покупатели которого могли пользоваться нелимитированным объемом процедур, после чего загрузка санатория достигла практически 100%. На процедуры образовались очереди, пациенты ругали «нерасторопный» персонал, и на следующий год санаторий столкнулся с резким спадом числа отдыхающих. Проанализировав случившееся, руководители санатория «приняли управленческое решение, оптимизирующее бизнес-отдачу», – не поднимать уровень загрузки коечного фонда выше 75%.
Консультант по управлению Михаил Иванов видит в качестве ключевых параметров финансовые показатели компании в динамике (в частности, такие как темпы роста выручки и темпы роста расходов), принадлежащую компании долю рынка и показатели эффективности бизнес-процессов. Судить о состоянии организации по одним лишь бухгалтерским показателям либо невозможно, либо сложно, считает он.
Он отмечает, что в разговоре с клиентами чаще звучат не количественные, а качественные характеристики (например, «будущее компании вызывает тревогу»). «Чтобы чувство становилось параметром, его необходимо оцифровать, – считает эксперт, – что почти всегда можно сделать».
Все параметры связаны между собой, уверен он, и когда один из них делают ключевым, необходимо смотреть, как это скажется на других параметрах и состоянии системы в целом. Он привел в пример оптовых продавцов, закупивших по выгодной цене 30 тонн бумаги вместо обычных трех тонн, в результате чего компании пришлось быстро искать новые склады и принимать прочие меры, которые едва не привели к убыткам. Решать, как скажется на состоянии компании изменение какого-либо параметра, должна специальная команда, а не генеральный директор в одиночку, как это часто бывает на практике, уверен эксперт.
Председатель Совета директоров ГК «Степ-бай-Степ», член Комитета по консалтингу МТПП, вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов Анастасия Птуха считает, что ключевыми являются «цели в виде параметров, которые отвечают за движение организации вперед в меняющемся мире», а план «должен быть оцифрованной историей, которую в конце периода можно измерить».
Эксперт советует любую плановую деятельность оформлять в виде проектов, имеющих начало и конец. По ее мнению, «проекты без проектных рамок» должны вызывать тревогу.
«Поскольку мы рассматриваем организацию как систему, даже самый маленький параметр являет проекцию на остальные», – согласна с коллегами Анастасия Птуха. Она также привела примеры того, насколько критичное влияние на компанию оказывает изменение второстепенных, на первый взгляд, параметров.
В заключение Лидия Чукина объявила, что следующий блиц-турнир состоится 23 марта. На нем будут обсуждаться ключевые параметры оценки перспектив развития бизнеса и способы уберечься от риска потерять компанию на волне развития. Она призвала желающих готовить свои вопросы для экспертного обсуждения и поблагодарила руководство МТПП за помощь в организации блиц-турниров, которые будут проводиться в течение ближайших месяцев один раз в 8-10 дней.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы