Гильдия устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства при Московской торгово-промышленной палате провела вебинар «Социальная франшиза - инструмент масштабирования социальных проектов и усиления социального воздействия».
Как сообщила председатель Гильдии Анна Золоторевская, «на данный момент идёт активное обсуждение инструментов развития социальных предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций, и в том числе формата социальной франшизы. Мы обратились за консультациями и разъяснениями к коллегам – специалистам в комплексном и системном подходе к развитию рынка франшиз, – сказала Золоторевская. - Основной целью встречи стало обсуждение необходимости введения единой терминологии и стандартов социальной франшизы для применения в тиражировании и масштабировании успешных социальных проектов и практик». Как пояснила эксперт, франшиза обычно «упаковывается» как бизнес, как коммерческий проект. А проект социальный, хоть и предполагает коммерческую составляющую, все-таки работает несколько по-другому.
Как отметила председатель Объединенной рабочей группы по франчайзингу при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве, Московском региональном отделении «Деловой России» и Экспериментальном проектном офисе по Нацпроекту 2.0 «Малый и средний бизнес и поддержка предпринимательской инициативы» (по методике upgrade-лаборатории) Галина Радаева, со стороны участников-экспертов основной задачей было поделиться тем, какие достижения и успехи уже есть, а также обозначить сложности, с которыми сталкиваются соцпроекты при попытке сформировать франшизу.
Соучредитель компании «Франчайзинг-интеллект», директор «Единого центра поддержки франчайзинга» Мария Кизима рассказала, что чаще всего в социальный бизнес люди приходят через какую-то личную историю, проблему. Они разрабатывают проект, добиваются успехов, а затем начинают безвозмездно делиться своим опытом. Часто это приводит к тому, что появляется конкуренция и основатель бизнеса несет убытки. Несмотря на то, что для социального предпринимательства деньги вторичны, на первом месте стоит решение социальной проблемы, но экономика все равно имеет значение. «Упаковка» франшизы успешного социального проекта позволяет основателю проекта не только распространить полезный и удачный опыт, но и поддерживать высокий уровень услуг и продукции, а также получать определенные деньги. При этом, по словам спикера, многие предприниматели не хотят масштабировать свой бизнес – их все устраивает; процессы налажены; они успешно совмещают работу и семью. Иногда идти на этот шаг приходится из-за запросов коллектива, которому необходим новый виток развития. «Упаковка» социальных франшиз – весьма перспективное направление, поскольку социальные проблемы идентичны не только в разных регионах, но и в разных странах. Мария Кизима привела в пример успешный проект «Новый город «Дружный», представляющий собой детский инклюзивный лагерь, в котором малыши преодолевают свои страхи, комплексы и развиваются вместе. Однако для того, чтобы франшиза «взлетела», нужно выполнить целый ряд условий. Прежде всего, необходимо оценить готовность социального бизнеса к развитию по франчайзингу (для этого разработан целый ряд критериев). Затем идет проектирование архитектуры франшизы, обучение и акселерация, расчет ресурсов управляющей компании. И только после этого наступает этап создания документации: описание бизнес-процессов, соблюдение принципов взаимоувязки всех показателей и действий в проекте. И на последнем этапе необходимо оформить защиту интеллектуальных прав и стандартов работы.
Руководитель проекта развития франчайзинга ООО «ОРБИС» (франшиза ортопедического салона «Кладовая здоровья»), победитель конкурса «Лучшая социальная франшиза» в рамках Московского международного форума по франчайзингу 2019 года Антон Игонин поделился собственным опытом создания и развития франшизы. Он отметил, что очень серьёзное значение уделяется обучению персонала, причем это касается и продавцов, и медперсонала, и собственника каждого нового объекта. Это обходится достаточно дорого, и не каждый начинающий предприниматель в состоянии понести такие расходы.
Участники заседания обсудили вопросы консолидации усилий по выработке общих методик «упаковки» социальных франшиз, а также организации обучения предпринимателей в регионах, в том числе на базе площадок акселератора, запущенного фондом «Наше будущее». Помимо этого, прозвучало предложение провести обучение-интенсив для социальных предпринимателей на базе системы торгово-промышленных палат. Было принято решение объединить усилия структур, которые сейчас готовят перечень необходимых мер государственной поддержки для социальных проектов, в том числе работающих по франшизе, и рабочих групп, которые будут предлагать эти меры для реализации органами госвласти.
Помимо этого, сопредседатель Гильдии КСО Ирина Линник представила проект «Социальная биржа», который сейчас находится в стадии разработки. На данном этапе он встраивается в структуру электронной торговой площадки «Бизнес-маркет», точкой входа на которую является мировая система ТПП. «Развитие социального предпринимательства является одной из уставных задач торгово-промышленных палат, поэтому наши работа и проект органично вписываются в эту мировую систему», - подчеркнула Анна Золоторевская.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы