С инициативой создания системы мониторинга импортозамещающих кластеров выступила Скареднова Екатерина Алексеевна - председатель Подкомитета Союза «Московская торгово-промышленная палата» по развитию бизнеса, руководитель Объединенной дирекции конкурсов «Лидер промышленности» и «Лидер высоких технологий» (https://www.moomap.ru/projects/lider/)
Е.А. Скареднова обобщила рекомендации, советы, пожелания и предложения экспертов и сформулировала цели и задачи системы мониторинга импортозамещающих кластеров, с учётом ранее высказанного намерения по консолидации отраслевых общественных объединений, имеющих опыт работы в данной области.
Главной целью этой деятельности является финансово-экономический мониторинг импортозамещающих кластеров отечественных производителей самодостаточной локализованной сферы производства товаров или оказания услуг.
Поддержка развития импортозамещающих кластеров отнесена к приоритетам государственной политики социально-экономического развития Российской Федерации, так как формирование и развитие инновационных кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых инвестиций и активизации интеграции, в том числе в результате наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала, развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций, обеспечения необходимого учета потребностей бизнеса.
Специфика кластерного подхода заключается в комплексности и системности постановки задач развития бизнеса, усилении синергетических эффектов от использования различных инструментов развития импортозамещения.
https://cluster.hse.ru/leaders
Создавая систему мониторинга импортозамещающих кластеров, Подкомитет МТПП по развитию бизнеса стремится расширить понимание задач, стоящих перед отечественными предпринимателями в условиях введения мер ограничительного характера. Важным фактором развития импортозамещающих кластеров является возможность обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, интенсификации частно-государственного партнерства.
В этой связи, Подкомитет МТПП по развитию бизнеса поставил перед собой следующие задачи, а именно:
* привлечение экспертов различного профиля для выработки предложений по устранению санкционных барьеров и преодолению санкционного давления, осуществляемого иностранным государством, государственным объединением и/ или союзом и/или государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и/или союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или финансово-экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
* взаимодействие с Центром поддержки экономики Москвы для оперативного сотрудничества с бизнес-сообществом и подготовки необходимых мер поддержки, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в столице и в субъектах Российской Федерации в условиях введения мер ограничительного характера со стороны иностранных государств и/или межгосударственных учреждений;
* направление предложений, согласно регламенту, по рекомендованной форме в Московскую торгово-промышленную палату для передачи посредством специального модуля в Государственную автоматизированную информационную систему «Управление»;
* привлечение внимания предпринимательского сообщества к «Бирже импортозамещения», открытой для доступа 12.03.2022 г. Минпромторгом России в связи со значительным повышением спроса на отечественную промышленную продукцию;
* регулярное информирование предпринимательского сообщества о трансформации финансово-экономических мер ограничительного характера, в той или иной степени влияющих на развитие системы импортозамещающих кластеров отечественных производителей товаров и услуг, вплоть до полной отмены санкций различного рода.
https://uslugi.tpprf.ru/ru/sanctions_2022/
* * *
Подкомитет МТПП по развитию бизнеса в рамках системы мониторинга импортозамещающих кластеров налаживает работу по взаимодействию с Центром поддержки экономики Москвы, который был создан Комплексом экономической политики и имущественно-земельных отношений Правительства Москвы для оперативного сотрудничества с бизнес-сообществом и подготовки необходимых мер поддержки.
Центр поддержки экономики Москвы аккумулирует информацию о проблемах и потребностях предпринимателей, анализирует их и вместе с экспертным и профессиональным сообществом разрабатывает предложения, которые служат основой антикризисных мер Московского Правительства. В задачи Центра входят:
* Cбор предложений от представителей бизнеса о необходимых антикризисных мерах.
* Взаимодействие с экспертным и профессиональным сообществом Москвы.
* Мониторинг и анализ экономической ситуации в Москве.
* Разработка комплекса антикризисных мер помощи экономике Москвы и информирование о них бизнес-сообщество.
С целью реализации поставленных задач, Центр поддержки экономики Москвы разработал специальную Анкету, способствующую сбору предложений по мерам поддержки бизнеса.
https://helpmoscoweconomy.ru/form
В числе вопросов Анкеты об ожидаемых мерах поддержки экономики Москвы, следующие:
* Снижение налоговой нагрузки.
* Снижение тарифов на коммунальные услуги.
* Субсидии.
* Снижение ставок аренды.
* Другие меры поддержки - по запросам предпринимателей.
* * *
ФОРМА для внесения предложений в Государственную автоматизированную информационную систему «Управление» - СКАЧАТЬ
КЛАССИФИКАТОР мер для выработки предложений
1.1. Стабилизация ситуации на финансовых рынках.
1.2. Деловой климат.
1.3. Ускорение использования бюджетных средств и средств государственных компаний.
1.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства.
1.5. Поддержка системообразующих предприятий.
1.6. Отраслевые меры поддержки.
1.7. Диверсификация экспорта и меры по борьбе с ограничениями интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
1.8. Обеспечение критического импорта.
1.9. Социальная поддержка, в том числе поддержка рынка труда.
1.10. Всесторонняя поддержка регионов Российской Федерации.
1.11. Мониторинг и стабилизация ситуации с ценами.
* * *
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАНЕЛИ Государственной автоматизированной информационной системы «Управление»
* Мониторинг исполнения Майских Указов
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11836
* Страховая деятельность
https://gasu.gov.ru/snz-report
* Мониторинг контрольно-надзорной деятельности
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11824
* Мониторинг лицензирования
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11784
* Доходы бюджетной системы
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11844
* Осуществление функций главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС ФБ)
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11845
* Мониторинг бюджетных инвестиций
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11846
* Государственные программы
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11847
* Оценка условий ведения бизнеса
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11848
* Региональные финансы
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11849
* Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11850
* Мониторинг моногородов
https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11851
* * *
БИРЖА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
На «Бирже импортозамещения» российские заказчики смогут публиковать запросы на приобретение промышленной продукции, запасных частей и комплектующих, а поставщики – направлять свои ценовые предложения и предлагать аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников. Сервис реализован на электронной торговой площадке «Газпромбанка» на базе и с помощью ресурсов государственной информационной системы промышленности.
https://etpgpb.ru/portal/import-substitution/
На первом этапе в сервисе «Биржа импортозамещения» доступны два каталога:
* санкционные товары с поиском потенциальных отечественных производителей;
* импортозамещающая продукция с аналогами, которые уже производятся на территории Российской Федерации.
* * *
Информация о Государственной автоматизированной информационной системе «Управление»
Общая информация
Модернизация государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАС «Управление») проводится Федеральным казначейством в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе "Управление"».
ГАС «Управление» представляет собой единую государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления. ГАС «Управление» предназначена для устранения дублирующих потоков и запросов аналитической информации между органами государственной власти.
Формирование информационного наполнения ГАС «Управление» основано на процессе сбора потребностей и предложений по составу необходимой информации потребителям, путем формирования технологических карт межведомственного взаимодействия при обмене информации через ГАС «Управление» (далее – ТКМВ).
Задачи
ГАС «Управление» предназначена для решения следующих задач:
1. Обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов.
2. Осуществление мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией государственных программ Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и выполнения приоритетных национальных проектов.
3. Осуществление мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
4. Обеспечение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Структура ГАС «Управление»
Функциональная структура ГАС «Управление» включает следующее подсистемы и компоненты:
1. Портал ГАС «Управление».
2. Центральная информационная подсистема «Федерация».
3. Подсистема ведения реестров, справочников и классификаторов.
4. Информационно-аналитическая подсистема.
5. Центральная информационная подсистема «Контур».
Для обеспечения функционирования подсистем ГАС «Управление» (за исключением подсистемы «Контур») в состав ГАС «Управление» включены следующие программно-технические компоненты:
1. Программно-технический компонент обеспечения безопасности и управления доступом для различных категорий пользователей.
2. Программно-технический компонент администрирования и мониторинга.
* * *
Согласно Федеральному закону от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1531138/) за призывы к введению или продлению политических и экономических санкций против Российской Федерации, граждан страны или российских юридических лиц грозит административная и уголовная ответственность.
https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/activity/legal-education/about-law?item=72752498
* * *
Интернет-ресурс Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг на официальном сайте Союза «Московская торгово-промышленная палата»
https://mostpp.ru/guilds/komitety/komitet-po-problemam-kachestva-i-razvitiya-delovykh-uslug/news/
Telegram-канал «Комитет МТПП по качеству» Комитета Союза «Московская торгово-промышленная палата» по проблемам качества и развития деловых услуг публикует аналитические обзоры, опыт, идеи, экспертные мнения, регулярно актуализирует Реестр экспертов в сфере деловых услуг
https://t.me/quality_committee