2 июля 2024 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по вопросам инфраструктурного обеспечения реализации инвестиционных проектов, посвященное обсуждению проблем стандартизации и государственного регулирования инженерной деятельности в России.
Рабочую группа по вопросам инфраструктурного обеспечения реализации инвестиционных проектов, созданную в 2022 г., возглавляет Оксана Дмитриева - депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Повестка заседаний формируется на основе всестороннего мониторинга и комплексного анализа актуальных проблем инвестиционной деятельности и системы инфраструктурного развития отраслей экономики.
В заседании Рабочей группы приняли участие представители органов исполнительной власти, руководители крупных производств, собственники малых и средних инжиниринговых организаций, уполномоченные ВУЗов, ведущих подготовку по инженерным специальностям.
В ходе заседания был рассмотрен законопроект № 549206-8 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в части определения инженерной деятельности)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/549206-8), а также основные направления государственного регулирования инженерной деятельности в Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», предусматривающие уточнение терминологии, а также закрепление на законодательном уровне перечня возможных форм государственной поддержки, в том числе в виде предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, налогового стимулирования приобретения результатов инженерной деятельности, реализации целевых программ, подпрограмм в сфере подготовки и переподготовки инженеров, развития инженерных школ, а также программ социальной поддержки инженеров и инженерно- технических работников, в т.ч. жилищных программ и установления федеральных доплат к заработной плате инженеров и инженерно-технических работников по приоритетным направлениям и программам.
Рассмотрев законопроект, участники затронули также проблемы низкой пока ещё привлекательности инженерного труда, отсутствие налаженной системы практики, связей с будущими работодателями, Особо отмечался дефицит инженерных кадров в ряде субъектов Российской Федерации, куда после окончания ВУЗов молодые инженеры не стремятся выезжать для работы по специальности. Среди способов преодоления дефицита инженеров и инженерно-технических работников указывались следующие меры: целевое обучение, создание инженерных классов и популяризация инженерного образования. Подчёркнута важная роль повышения престижа инженерной деятельности в целом. Прозвучали предложения о разработке индивидуальных карьерных планов, повышении конкурентного уровня заработной платы, создании комфортных условий труда, быта и проживания. Важное значение здесь имеет «вовлечённость инженера в решение интересной и прорывной задачи», - отметили эксперты.
На заседании Рабочей группы основные доклады сделали:
- Оксана Дмитриева - депутат Государственной Думы (https://dmitrieva.org/news/v-gosudarstvennoj-dume-po-iniciative-oksany-dmitrievoj-sostojalos-zasedanie-rabochej-gruppy-posvjashhjonnoe-problemam-inzhenernogo-dela-inzhenernogo-obrazovanija-deficita-inzhenerov/),
- Владимир Малахов - вице-президент по инженерному консалтингу в строительстве Ассоциации инженеров «Национальная палата инженеров» (https://www.npirf.ru/kniga-malaxova-vladimira-ivanovicha-kontraktnye-strategii-realizacii-investicionno-stroitelnyx-proektov/).
В обсуждении темы повестки дня приняли участие и выступили
- Дмитрий Курочкин - вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (https://news.tpprf.ru/ru/news/5815507/),
- Никита Антонов - начальник отдела научно-технической и кадровой политики и промышленности Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
- Елена Мирюгина - заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru/),
- Елена Платонова - председатель Подкомитета МТПП по инжинирингу, эксперт по инжинирингу Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация качества» (https://www.mirq.ru/news/2024/ekspert-komiteta-vok-po-kachestvu-delovykh-uslug-elena-platonova-vnesla-predlozheniya-v-gosdumu-po-g/),
- Борис Гусев - президент Общероссийской общественной организации «Российская инженерная академия» (https://info-rae.ru/vyshla-kniga-istoriya-razvitiya-inzhenernogo-dela-v-rossii-i-rossijskaya-inzhenernaya-akademiya/),
- Татьяна Вьюгина - исполнительный директор Некоммерческого партнёрства «Международный центр Инжиниринга и Инноваций» (https://enginrussia.ru/tpost/4z0l4sa501-v-gosudarstvennoi-dume-rossiiskoi-federa) и другие.
В отзыве Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на проект Федерального закона № 549206–8 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О науке и государственной научно- технической политике» отмечено, что что предлагаемые законопроектом изменения в терминологии нуждаются в гармонизации и согласовании с нормами действующего гражданско-правового и иного законодательства. Кроме этого, в статьях 15 и 16.4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» уже установлен комплекс условий и возможных форм финансового обеспечения и поддержки научной, научно-технической, включая инженерно-техническую, и инновационной деятельности. В этой связи предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» нуждаются в дополнительной проработке, обосновании и согласовании с Правительством Российской Федерации.
https://budget.council.gov.ru/activity/legislation/review/154953/
* * *
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Е.А. ПЛАТОНОВОЙ
В экспертном заключении Платоновой Елены Александровны - председателя Подкомитета МТПП по инжинирингу, подчёркнуто, что предлагаемые законопроектом № 549206-8 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в части определения инженерной деятельности)» изменения в терминологии актуальны и нуждаются в гармонизации, стандартизации и согласовании с нормами действующего гражданско-правового и иного законодательства, консолидации и кодификации, в том числе с учётом требований государственных стандартов и положений профессиональных стандартов в области инжиниринга, в числе которых:
- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (последняя редакция),
- Федеральный закон от 22.06.2024 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания правовых основ развития инжиниринговых услуг и промышленного дизайна),
- Государственный стандарт ГОСТ Р 57306-2016 «Инжинириг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2016 г. № 1907-ст),
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 г. № 1546-р «Об утверждении плана мероприятий в области инжиниринга и промышленного дизайна»,
- Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.08.2016 г. № 2890 «Об утверждении собирательных классификационных группировок в области инжиниринга и промышленного дизайна»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в области инжиниринга,
- Проект профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» (в предлагаемой новой расширенной формулировке - «Специалист по инжинирингу»), ответственной организацией-разработчиком которого является Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
Предметом независимой экспертизы также являлось изучение представленного по теме обсуждения проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» на соответствие критериям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 г. № 580 «О разработке и утверждении профессиональных стандартов».
Рассмотрев представленные материалы, Е.А. Платонова - эксперт по инжинирингу (Свидетельство № 770187) проинформировала, что проект профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» прошёл профессионально-общественное обсуждение в установленном порядке на заседании общественной структуры Союза «Московская торгово-промышленная палата» - Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг.
На основании независимой экспертизы представленного проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» эксперт Е.А. Платонова пришла к следующему заключению:
1. ПРОФСТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ИНЖИНИРИНГА
При проведении экспертизы проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» принимались во внимание трудовые функции и трудовые действия действующих профессиональных стандартов, в числе которых:
- 28.008 - «Специалист по инжинирингу машиностроительного производства» (28 - Производство машин и оборудования) - ДЕЙСТВУЮЩИЙ, Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2023 г. № 371н, действует с 01.09.2023 г. по 01.09.2029 г.;
- 40.209 - «Специалист в сфере промышленной безопасности» (40 - Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности) - ДЕЙСТВУЮЩИЙ, Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.12.2020 г. № 911н, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.01.2021 г., регистрационный № 62249.
2. ТЕРМИНОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ИНЖИНИРИНГА
При проведении экспертизы проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» принимался во внимание терминологический ряд системы инжиниринга, в частности, согласно ГОСТ Р 57306-2016 «Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2016 г. № 1907-ст):
- инжиниринг - это инженерно-консультационная деятельность, содержанием которой является решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием продукции, систем и/или процессов;
- промышленный объект - это стационарное оборудование и/или сооружения, используемые в связи с любым технологическим процессом либо системой для промышленного производства или выпуска продукции, либо как их часть.
Исходя из представленного на экспертизу проекта в текущей формулировке, в своей деятельности специалист по промышленному инжинирингу ограничен рамками промышленного объекта, что значительно сужает действие трудовых функций и трудовых действий. В этой связи, при разработке проекта необходимо принимать во внимание универсальное обобщающее определение «инжиниринг», а именно: предметом инжиниринга является не продукция (конечный результат производства), не проектирование и не производство продукции, а интеллектуальный процесс решения творческих (инженерных) задач, связанных с проектированием и организацией процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).
ВЫВОД
В этой связи, область промышленного инжиниринга требует корреляции терминологического стандарта по направлениям (отраслям) инжиниринга, с такими как: машиностроение, энергетическая промышленность, нефтяная промышленность, строительство, электротехника, химическая промышленность, текстильная промышленность, сельскохозяйственная техника, инженерно-геологические изыскания, биомедицина, мехатроника и др.
3. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА
Узконаправленное наименование представленного проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» целесообразно привести в соответствие с нормативно-правовой основой законодательства Российской Федерации и соответствующими ГОСТ’ами, в следующей универсальной формулировке: «Специалист по инжинирингу», охватывающей базовые виды инжиниринга, такие как:
- инжиниринг машиностроительного производства (28.008),
- промышленный инжиниринг,
- строительный инжиниринг,
- инвестиционно-строительный инжиниринг,
- технологический инжиниринг,
- эксплуатационный инжиниринг,
- биотехнологический инжиниринг,
- наноинжиниринг,
- венчурный инжиниринг,
- компьютерный инжиниринг,
- маркетинговый инжиниринг,
- финансовый инжиниринг,
- системный инжиниринг,
- комплексный инжиниринг и др.,
- а также: реинжиниринг развития,
- кризисный реинжиниринг и т.п.
ВЫВОД
В свете вышеизложенного, наименование проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» следует заменить на универсальное - «Специалист по инжинирингу». В этом случае, профессиональный стандарт будет носить т.н. «зонтичный» - базовый статус, охватывающий все отрасли, что позволит отнести его по коду ПС 40 - к сквозным видам профессиональной деятельности в промышленности.
4. ГОСТ - ИНЖИНИРИНГ
С целью осуществления экспертизы проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу», проведён комплексный анализ и определено, что действующий национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57306-2016 «Инжинириг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2016 г. № 1907-ст) содержит основные термины инжиниринга и их определения, которые применимы ко всем направлениям, отраслям и видам инжиниринговой деятельности и к оказанию инжиниринговых услуг, как существующих в настоящее время, так и новых, возникновение которых неизбежно в будущем. ГОСТ Р 57306-2016 представляет собой терминологическую основу для разработки национальных стандартов.
Наибольшую трудность при формировании терминологической системы предметной области "инжиниринга" представляет само понятие "инжиниринг". Ввиду того очевидного факта, что содержание понятия "инжиниринг" непрерывно расширяется, включая в себя сферы, все более отдаленные от классической инженерной деятельности, собственный объем понятия "инжиниринг" определить практически невозможно. Можно предположить, что и в дальнейшем содержание (направления, виды, формы, методы) инжиниринговой деятельности будет только расширяться.
В связи с чем нецелесообразно полагать, что "инжиниринг" представляет собой некоторое новое понятие, границы которого можно однозначно определить, отделив это понятие от других, смежных: инженерное дело (инженерия), конструирование, проектирование (объектов, производств, систем, процессов, социальных и биологических образований), системотехника, программирование, изыскания, изобретательство и рационализация, логистика, управление и менеджмент и др.
Различные представления об "инжиниринге", о содержании "истинно инжиниринговой" деятельности формируются в различных сферах инжиниринга: системной, процессной, строительной, программной, технологической, био- и нанотехнологической. Поэтому и среди специалистов из отдельных сфер деятельности, связанной с инжинирингом, существуют различные, часто несовместимые точки зрения и на содержание инжиниринговой деятельности, и на само понятие "инжиниринг". В одних случаях под "инжинирингом" понимают любую инженерную деятельность (инженерию), в других случаях отождествляют понятия "инжиниринг" и "проектирование". Существующие в справочной литературе, в нормативных актах определения понятия "инжиниринг" также направляют к различным родовым понятиям таким как: "сфера деятельности", "одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники", "экономическая сфера деятельности по разработке объектов промышленности, их инфраструктуры", "предоставление на коммерческой основе инженерных консультационных услуг" и др. Как показал анализ, в различных национальных, иностранных и международных стандартах в качестве родовых понятий инжиниринга указывают: "деятельность", "комплекс работ и услуг", "дисциплина".
Именно в силу большого числа видов деятельности, так или иначе относящейся к инжинирингу, в настоящее время однозначное стандартизованное определение термина "инжиниринг" отсутствует. В этой связи, задача стандарта ГОСТ Р 57306-2016 - заключается в формировании определения понятия "инжиниринг" в виде, включающем все фактически существующие в настоящее время представления об инжиниринговой деятельности и не препятствующем появлению и развитию новых форм и направлений инжиниринга.
ВЫВОДЫ
Проведенное аналитическое исследование существующих видов и форм инжиниринговой деятельности позволяет сделать следующие общие выводы:
- инжиниринг - вид интеллектуальной деятельности, который предполагает в том числе решение творческих задач. Однако чаще всего задача инжиниринга сведена не столько к разработке (изобретению) новых объектов, процессов, систем, сколько к творческой компиляции наилучшей практики, позволяющей решить конкретную бизнес-задачу с наименьшими затратами ресурсов и с минимальным риском неудачи. В этом заключается суть инжиниринга для бизнеса - гарантированное сокращение издержек на реализацию и запуск бизнес-процесса, даже с учетом затрат на инжиниринговые услуги;
- инжиниринг - это не просто "инженерия", содержанием которой является проектирование, конструирование, расчетно-графические работы. Содержание инженерии - это в конечном итоге создание новой интеллектуальной сущности, а также информации. Инжиниринг представляет собой надстройку над инженерной (проектно-конструкторской) деятельностью, позволяя приблизить результаты инженерной деятельности к их непосредственному воплощению, сократить и ускорить путь от замысла до его фактической реализации. При этом, с точки зрения потребителя, инжиниринг не столько создает новую информацию, сколько уменьшает неопределенность (энтропию), связанную с реализацией замысла проектировщика (конструктора);
- предметом инжиниринга является не сам объект (материальный объект, производственный процесс, бизнес-процесс, техническая, организационная или социальная система, программный продукт или др.), а интеллектуальная деятельность по созданию этого объекта, организация взаимодействия сторон, участвующих в создании объекта. При этом не исключается и участие инжиниринговой компании в разработке (непосредственном проектировании) отдельных элементов самого создаваемого объекта, в том числе с применением инновационных технологий искусственного интеллекта. Однако центр тяжести инжиниринговой деятельности находится не в сфере проектирования, конструирования, строительства, программирования, а в сфере организации проектирования, конструирования, строительства, программирования. При этом в содержание инжиниринга всегда входит и "проектирование", но не столько проектирование объектов, систем и процессов, передаваемых заказчику (эта работа может быть выполнена третьими лицами - специализированными проектными организациями), а проектирование процессов и систем инжиниринга, необходимых для реализации требований заказчика;
- инжиниринг - это не отдельная особая сфера деятельности, а сочетание известных видов деятельности, позволяющее получить новый, синергетический, результат, в том числе с применением инновационных технологий искусственного интеллекта, недоступный для линейной последовательности отдельных изолированных процессов исследования (изыскания), проектирования, организации и всестороннего обеспечения, собственно создания и промышленной реализации объекта (системы, бизнес-процесса);
- невозможно говорить и об отдельной профессиональной деятельности в области инжиниринга ввиду того, что эта деятельность включает в себя знание технических дисциплин (теории машин и механизмов, теории надежности, технологий, системотехники), дисциплин менеджмента (проектный менеджмент, менеджмент качества, экологии и безопасности, менеджмент человеческих ресурсов), правовых и экономических дисциплин. Из чего следует, что инжиниринговые задачи могут квалифицированно решаться только коллективами профессионалов, специализирующихся в указанных видах профессиональной деятельности;
- инжиниринг, как вид экономической деятельности, представляет собой, прежде всего, "оказание услуг" по ОКВЭД 70.22. «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Отличительными свойствами "услуги" являются обязательное участие потребителя (заказчика) в процессе оказания деловой услуги и потребление услуги в процессе ее оказания. Деловая услуга не предполагает передачи результата деятельности заказчику единовременно в момент завершения работ. Тем не менее, поскольку конкретный контракт в сфере инжиниринга может охватывать различные этапы жизненного цикла создаваемого объекта, то выполнение контракта может предполагать и передачу заказчику определенных активов, имеющих собственную ценность. В этом случае речь может идти и о "выполнении работ". Более того, признано нецелесообразным ограничивать инжиниринговую деятельность только оказанием услуг или производством работ по контракту (в интересах второй стороны). Вполне возможно выполнение инжиниринговых проектов в рамках одной организации, собственными силами для собственных нужд;
- реинжиниринг - это оптимизация системы организации и управления хозяйственным процессом, которая основана на принципах ориентации на весь процесс, на качественный скачок, на ликвидацию избыточных бизнес-процессов, на использование существенно более эффективных технологий (см. также ГОСТ Р 54147-2010).
5. ОБОБЩЁННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
Описание обобщённых трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), требует пересмотра формулировок, а именно, с учётом ГОСТ Р 57306-2016:
- инжиниринг - инженерно-консультационная деятельность (3.1.7), содержанием которой является решение инженерных лзадач (3.1.8), связанных с созданием или совершенствованием продукции (3.1.14), систем (3.1.22) и/или процессов (3.1.17),
- инженер - специалист, профессионально занимающийся инженерным делом (3.1.3),
- инженерное дело - профессиональная деятельность (3.1.7), связанная с применением систематического, строгого, количественного подхода для создания и применения информации о физических объектах, системах (3.1.22), процессах (3.1.17) и их взаимодействии в целях создания новых сущностей (3.1.4).
Структурой проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» предусмотрено описание квалификационных характеристик по одной или нескольким обобщенным функциям с указанием возможных наименований должностей. Но перечень в позиции «Возможные наименования должностей» не является исчерпывающим или закрытым. В этой связи, введение в действие профессионального стандарта не обязывает работодателя переименовывать должности в штатном расписании. Необходимость изменения локальных актов (штатное расписание, правила трудового распорядка, должностные инструкции, документы, содержащие критерии отбора кандидатов на замещение вакантных должностей, а также документы, включающие аналогичные требования и положения, утверждаемые работодателем) при внедрении профессиональных стандартов определяется работодателем. Если в разделе «Возможные наименования должностей» профессионального стандарта нет наименований заместителей руководителей, то их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.
Кроме того, в разделе: «Отнесение к видам экономической деятельности», целесообразно указать все виды инжиниринговых услуг, в которых применяются следующие коды ОКВЭД – 71.12.1, 71.12.11, 71.12.12, 71.12.13, 71.12.2. Также необходимо обратиться к приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.08.2016 г. № 2890 «Об утверждении собирательных классификационных группировок в области инжиниринга и промышленного дизайна», которым в целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 г. № 1300-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30, ст. 4184), в новой редакции от 11.06.2020 г. № 1546-р «Об утверждении плана мероприятий в области инжиниринга и промышленного дизайна», была утверждена Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Сектор инжиниринговых услуг и промышленного дизайна» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). А также - собирательную классификационную группировку услуг, оказываемых организациями сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и собирательную классификационную группировку услуг, оказываемых организациями сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
ВЫВОД
Согласно ГОСТ Р 57306-2016, предметом инжиниринга является не продукция (3.1.14) (конечный результат производства), не проектирование (3.1.16) и не производство продукции, а интеллектуальный процесс решения творческих (инженерных) задач (3.1.8), связанных с проектированием и организацией процессов (3.1.17) производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), что полностью соответствует предложенному экспертами универсальному наименованию проекта профстандарта - «Специалист по инжинирингу».
6. УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ
В описании обобщённых трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), также требуется пересмотр всех уровней квалификации, с учётом ГОСТ Р 57306-2016, Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, смежных профессиональных стандартов и др. Поскольку инжиниринговые услуги оказываются не только специализированными инжиниринговыми организациями, а также строительными и промышленными организациями различного профиля. Если подготовка производственного процесса требует большого числа работ и услуг, входящих в комплекс по созданию промышленного объекта, то дополнительно привлекаются консультационные, оценочные, аудиторские, маркетинговые / исследовательские, юридические и другие профильные организации, специализирующиеся на выполнении определенных видов деловых услуг, включая:
- предпроектные — сбор, обработка и анализ исходных данных, проведение исследований рынка промышленных объектов, НИР, НИОКР, подготовка технико-экономического обоснования создания (ТЭО) производства, инженерные изыскания (топографическая съемка, исследование грунтов и др.), разработка планов развития регионов, логистическо-транспортной системы и другой инфраструктуры, а также консультации и надзор за проведением данного вида работ;
- проектные — подготовка генплана, разработка архитектурного плана, финансово-экономические расчёты расходов по созданию и эксплуатации объекта, оценка стоимости проекта, разработка рабочих чертежей, технических спецификаций и другой документации, надзор и консультации по проведению указанных работ;
- послепроектные — подготовка контрактной документации для производства различных работ, организация торгов при необходимости, авторский надзор за проведением строительных работ, управление промышленным строительством, проведение приёмо-сдаточных работ и производственные испытания, составление заключительной строительной и технической документации, подготовка инженерно-технического персонала и другие работы по сдаче и пуску промышленного объекта;
- специализированные деловые услуги, обусловленные конкретными условиями создания данного промышленного объекта (анализ проблем утилизации отходов, юридические процедуры и др.);
- следуя актуальной повестке дня, определившей 17 целей в области устойчивого развития, указанных в представленном на экспертизу проекте профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу», деятельность специалистов по инжинирингу позволит выявлять потенциал инвестиционных ресурсов, обеспечивающих устойчивое развитие промышленных объектов в комплексе, базируясь на трёх ключевых компонентах устойчивого развития (ESG), включающих:
* E - экологическое управление,
* S - социальное управление,
* G - корпоративное управление.
E - компонент (Environmental) - экология, в широком смысле - среда обитания, содержит факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие, в числе которых: физические, химические и биологические. В рамках исследования, экспертизы и оценки ESG-инжиниринговых проектов, экологические критерии в правовой системе экологического законодательства Российский Федерации представляет собой совокупность профильных законов, подразделяемых на три основные группы:
* законодательство об окружающей среде,
* законодательство о природных комплексах,
* природоресурсное законодательство.
S - компонент (Social) - социальные факторы, определяющие правоотношения с работниками и бизнес-сообществом в целом. Экспертный мониторинг системы взаимодействия со стейкхолдерами, включая качество отношений с
заинтересованными сторонами (контрагентами, подрядчиками, персоналом и т. д.).
G - компонент (Corporate governance) - корпоративное управление, входящее в сферу полномочий руководства организаций, касающееся прав акционеров, охватывающее весь ресурсный потенциал, оказывающее влияние на степень надёжности экономического положения и динамику критериев стабильности финансового состояния, затрагивающее систему внутреннего контроля и аудита. Критерии оценивают реальную практику и внутренние бизнес-процессы организации, которые формируют систему управления. Главная задача корпоративного управления в инжиниринге — сбалансировать соответствие организации интересам стейкхолдеров (акционеров, менеджмента, работников, клиентов и др.) и способствовать устойчивому долгосрочному созданию ценности.
7. ESG-ЭКСПЕРТИЗА
ESG-экспертиза в инжиниринге осуществляется на основании взаимодействия с верификаторами, включёнными в Перечень верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития, который формирует ВЭБ.РФ в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 г. № 1587 (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2023
г. № 373) «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации».
По состоянию на 1.07.2024 г. в число верификаторов входят:
* РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА
* АКРА
* НРА
* НКР
* Эксперт РА
* АУДИТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, состоящие в Реестре аудиторских организаций Министерства финансов Российской Федерации
* Финансовые и бухгалтерские консультанты
* КЭПТ
* Б1
* ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
* Московская государственная экспертиза
* КОНСАЛТИНГОВЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
* Интерэкспертиза-Верификация
* Грин
* Консультационно-экспертный центр
* Научно-Технический Центр «ПРАВО»
* Пачоли консалтинг
8. ЭКСПЕРТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Предлагая существенную доработку проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу», эксперт рекомендует обратить внимание на важный аспект, а именно: в соответствии со Статьёй 195.1. Трудового Кодекса Российской Федерации профессиональный стандарт - это, прежде всего, характеристика квалификации, необходимой специалисту по инжинирингу для осуществления вида профессиональной деятельности в области инжиниринга. Поэтому, уже на этапе разработки проекта, а в последующем - использовании (применении) профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает только конкретную профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности. Другими словами, описывает возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функции. В профессиональном стандарте следует указать требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенной трудовой функции и трудовых функций, но не требования к конкретным должностям. Поскольку требования к конкретной должности определяются из того, выполнение каких функций предполагается по данной должности специалиста по инжинирингу.
ИТОГОВЫЕ ВЫВОДЫ
1. Проведённая независимая экспертиза подтверждает, что проект профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу», особенно с учётом 17 целей в области устойчивого развития (ESG), требует существенной доработки на предмет соответствия требованиям российского законодательства, нормативным правовым актам, ГОСТ’ам, Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 г. № 580 «О разработке и утверждении профессиональных стандартов».
2. Доработанный проект профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу» в предлагаемой новой расширенной формулировке - «Специалист по инжинирингу», после утверждения в установленном порядке Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, может носить т.н. «зонтичный» - базовый статус, охватывающий все отрасли, что позволит отнести его по коду ПС 40 - к сквозным видам профессиональной деятельности в промышленности.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
После доработки возможно повторное проведение экспертизы проекта профессионального стандарта «Специалист по промышленному инжинирингу», с учётом изложенных в экспертном заключении поправок.
* *