23 октября состоялось расширенное онлайн–заседание на тему: «Риски предпринимателей-кредиторов при возникновении долговых конфликтов с участием банков».
Организаторами дискуссии выступили Комитет МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности, Комитет МТПП по развитию сотрудничества деловых клубов землячеств, Комитет МТПП по развитию комплаенс и деловой этики и Центр партнерства «ПРОДОЛГ.РФ».
Как пояснил, открывая заседание, председатель Комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности Дмитрий Жданухин, тема мероприятия была продиктована рядом обращений предпринимателей в Комитет и к руководству Палаты, причем часть из них поступили из регионов. «Наша работа в рамках Комитета МТПП в основном ориентирована на обращения предпринимателей, на их проблемы», - подчеркнул глава общественной структуры. Между тем, поскольку членам Комитета не всегда хватает знания в области тонкостей работы банковских структур, к работе был привлечен Комитет МТПП по развитию комплаенс и деловой этики.
Председатель Комитета МТПП по развитию сотрудничества деловых клубов землячеств Олег Московский представил конкретный кейс, связанный с банкротством крупной региональной сети аптек. В его ходе пострадали 77 предприятий, сумма «проблемных долгов» превышает 1 млрд. рублей. Участники мероприятия обсудили ситуацию и наметили дальнейшие действия.
Дмитрий Жданухин представил PR-инструменты, которые могут использовать предприниматели при конфликтах с банками. Он отметил, что при их применении необходимо учитывать ряд нюансов. В частности, с одной стороны, банки не заинтересованы в привлечении ненужного внимания к своей деятельности. Однако, на самом деле банковские структуры не всегда боятся шума в соцсетях и СМИ и готовы сопротивляться, используя свои достаточно широкие информационные возможности. Спикер отметил важность тщательной юридической проработки позиции: не должно быть никаких признаков шантажа или клеветы. Он порекомендовал начинать кампанию с предупреждения и демонстрации намерений, поскольку если сразу начинать распространять негатив, то банк будет бороться с негативом, а не разбираться в ситуации и пытаться урегулировать конфликт. Глава Комитета обозначил основные методики PR-воздействия., среди которых пикеты, создание сайта-визитки конфликта, проведение и анонсирование пресс-конференций и иных публичных мероприятий, размещение контекстной рекламы в интернете и соцсетях по названию оппонента и т.д. Отдельно Дмитрий Жданухин представил достаточно новое направление – так называемый PR-иск. Цель его не всегда связана с выигрышем в деле, он призван привлечь внимание общественности и СМИ к проблеме.
Партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Руслан Долотов остановился на уголовно-правовых аспектах долговых споров с опосредованным участием банков. Он подробно разобрал несколько схем, с которыми пришлось столкнуться на практике. Одна из них связана с незаконным отъемом недвижимости, которая находилась в банке под залогом, вторая – с оформлением фиктивных кредитов на сотрудников компании.
О том, что необходимо предпринимать на предприятиях для снижения рисков столкнуться с озвученными на встрече проблемами, рассказала руководитель рабочей группы по ПОД/ФТ и комплаенс в сфере цифровых и виртуальных активов Комитета МТПП по развитию комплаенс и деловой этики, судебный эксперт финансово-экономической экспертизы Наталья Мануйлова. Она сообщила, что во всех разобранных кейсах она видит четыре субъекта, которые несут различные риски: кредитная организация, заемщик, кредитор и арбитражный управляющий. По каждому их них действует достаточное количество нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность. «Хочу сказать, что кредитные организации – это наиболее зарегулированные субъекты финансового рынка». Эксперт дала конкретные рекомендации, на какие факты необходимо обращать внимание при планировании обращения в кредитную организацию.
В завершение встречи члены общественных структур МТПП договорились о взаимном сотрудничестве при разрешении конфликтных ситуаций, в том числе на коммерческой основе.