В ответ на обращение Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», согласно запросу МТПП от 22.07.2024 г., Комитетом МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, были подготовлены и от имени МТПП направлены в РСПП предложения в Программу национальной стандартизации на 2025 год (ПНС-2025).
Разработанные предложения послужили основанием для рассмотрения комплекса деловых услуг не только как научного фундамента Системы стандартизации и качества деловых услуг, но и, сопряжённого с системой развития рынка труда деловых услуг. Для которого Комитетом МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, с момента своего создания - 24.02.2014 г., формируются профессиональные стандарты, а именно:
1. В 2016-2018 гг. под эгидой МТПП был в разработан и утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4.06 2018 г. № 366н профессиональный стандарт «Маркетолог» (Исполнитель: член МТПП - НП «Гильдия Маркетологов»),
2. С 4.04.2023 г. член МТПП - Союз независимых экспертов и интерим-менеджеров ведёт разработку проекта профессионального стандарта «Специалист по управленческому консультированию»,
3. С 30.11.2022 г., член МТПП - Ассоциация агрономов по спортивным газонам ведёт разработку проекта профессионального стандарта «Специалист по обслуживанию полей для гольфа (гринкипер)».
В этой связи, обеспечение данных профессий понятийно-терминологической базой, является логичным продолжением деятельности Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг по стандартизации рынка деловых услуг, основанного, в том числе, по разработке и применению новых государственных стандартов - ГОСТов, включая:
1. Проект «Маркетинг. Термины и определения в сфере услуг по продвижению товаров (работ)» (Рег. № 714-454-887 от 14.08.2024 г., разработчик: С.С. Гуляницкая, работа будет проводиться за счёт средств разработчика),
2. Проект «Консалтинг. Термины и определения в сфере консультационных услуг» (Рег. № 974-340-956 от 13.08.2024 г., разработчик: В.А. Зимин, Рег. № 247-911-808 от 15.08.2024 г., разработчик: М.А. Зиновьева. Работа будет проводиться за счёт средств разработчиков),
3. Проект «Гринкипинг. Термины и определения в сфере обслуживания полей для гольфа» (Рег. № 982-886-241 от 15.08.2024 г., разработчик: Д.Ю. Колтыхов, работа будет проводиться за счёт средств разработчика).
* * *
ПРОГРАММА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Формирование Программы национальной стандартизации на 2025 год осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.) «О стандартизации в Российской Федерации», основополагающим национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 1.14-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.08.2017 г. № 918-ст) и приказом Росстандарта от 15.04.2016 г. № 447 «Об утверждении Порядка представления и учета предложений о разработке национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов Российской Федерации».
Программа национальной стандартизации является постоянно действующим документом, содержащим перечень проводимых и намеченных к выполнению работ по стандартизации, обеспеченных необходимым финансированием. Формирование программы национальной стандартизации осуществляется на основе установленных целевых индикаторов и показателей, с учетом основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования, а также на основе перспективных программ стандартизации по приоритетным направлениям. ПНС-2025 разрабатывается на основе предложений технических комитетов и утверждается Росстандартом ежегодно в соответствии с ГОСТ Р 1.14. Перспективная программа работ технических комитетов должна быть увязана с документами стратегического планирования и формируется на срок не менее трех лет в соответствии с ГОСТ Р 1.1.-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».
Учитывая ключевое направление деятельности Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг - «Услуги», предложения в ПНС-2025 ограничивались компетенциями экспертов в этой сфере, проанализировавшими разделы «Услуги» в ПНС-2024 и в ПНС-2023.
В ПНС-2024 раздел «Услуги» содержит следующую информацию: «В 2024 году запланирована разработка 89 стандартов в области защиты прав потребителей, качества услуг связи, туризма, сохранения объектов культурного наследия, безопасности финансовых операций, управления многоквартирными домами, бытового обслуживания и других услуг населению. Приоритеты: Реализация положений Закона Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»; актуализация действующих стандартов».
В ПНС-2023 раздел «Услуги» (Комплекс ТК (ПТК) - 9 Услуги) содержит информацию о том, что в 2023 году была запланирована разработка 85 стандартов по следующим направлениям деятельности ТК, а именно:
- по ТК 021 - 6 стандартов (качество услуг связи и информационных технологий);
- по ТК 035 - 1 стандарт (дайвинг для активного отдыха и развлечений);
- по ТК 082 - 17 стандартов (сохранение объектов культурного наследия);
- по ТК 122 - 1 стандарт (безопасность финансовых (банковских) операций);
- по ТК 161 - 2 стандарта (объекты некапитального строения (глэмпинг));
- по ТК 342 - 2 стандарта (услуги населению, внутренние аудиты процессов обслуживания потребителей);
- по ТК 346 - 2 стандарта (клининговые услуги, СПА-услуги);
- по ТК 393 - 21 стандарт (услуги управления многоквартирными домами);
- по ТК 401 - 32 стандарта (туризм и сопутствующие услуги);
- по ТК 707 - 1 стандарт (управление корпоративное, универсальный состав контрольных индикаторов).
ВЫВОД
Экспертиза, проведённая Комитетом МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг констатировала, что на основании сопоставительного анализа раздела «Услуги» в ПНС-2024 и в ПНС-2023, раздел «Услуги» в ПНС-2025 требует значительного расширения концептуальных /тематических / предметных / отраслевых направлений ГОСТов, в рамках Системы стандартизации и качества деловых услуг.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По результатам экспертизы вносятся следующие предложения:
1. В соответствии с Частью 1 Статьи 23 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 5.04.2016 г. № 104-ФЗ, от 3.07.2016 г. № 296-ФЗ, от 30.12.2020 г. № 523-ФЗ), предлагается сформировать концепцию раздела «Услуги» для проекта Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), с приложением к Программе национальной стандартизации на 2025 год.
2. В качестве приоритетных направлений формирования Программы национальной стандартизации в Российской Федерации на 2025 год предлагается обеспечение реализации национальных проектов и документов стратегического планирования Российской Федерации инструментами стандартизации; обеспечение реализации поручений Правительства Российской Федерации в части подготовки национальных стандартов; подготовка национальных стандартов на основе применения отраслевых стандартов (ОСТ) с учетом положений Статьи 35 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», ключевыми направлениями является разработка национальных стандартов ГОСТ в следующих областях по Разделу - «Услуги», представляющие системный комплекс коммуникационного взаимодействия с некредитными организациями, к которым в индустрии деловых услуг относятся субъекты налогового права, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, входящие в сферу интеллектуального бизнеса согласно Классификатору услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД) по разделу 01000.0.000.00.00.00.000 «Деловые услуги» и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) Раздел M «Деятельность профессиональная, научная и техническая», а именно:
- 69.1 Деятельность в области права;
- 69.2 Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию;
- 70.2 Консультирование по вопросам управления;
- 71.1 Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях;
- 72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;
- 72.2 Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук;
- 73.1 Деятельность рекламная;
- 73.2 Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения;
- 74.1 Деятельность специализированная в области дизайна.
3. В целях реализации задач по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утверждённых Правительством Российской Федерации от 10.08.2013 г. № 4760п-П10 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», на основе утверждённых профстандартов и национальных ГОСТов, согласно перспективному плану работы и стратегии Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, будут разработаны поправки для внесения новых кодов в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) Раздел M «Деятельность профессиональная, научная и техническая» по вышеуказанным направлениям деятельности, согласно Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 г. № 14-ст (ред. от 25.12.2023 г.) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».
4. В среднесрочный перспективе, в рамках Системы стандартизации и качества деловых услуг, предлагается рассмотреть возможность разработки комплекса стандартов по соответствующим кодам ОКВЭД2:
- консультационные услуги (консалтинг) (70.22),
- инвестиционный консалтинг (64.99.3),
- финансовый консалтинг (69.20.2),
- налоговый консалтинг (69.20.3),
- ИТ-консалтинг (63.99.1),
- муниципальный консалтинг (84.11),
- социальный консалтинг (88),
- молодежный консалтинг (70.22),
- инжиниринг (71.12),
- маркетинг (73.20.1),
- связи с общественностью (70.21),
- связи с органами государственного и муниципального управления (84.11),
- связи с инвесторами (64.3),
- кадровый менеджмент (78.10) и др.
5. В этой связи, требуется реализация положений:
- Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 04.08.2023 г.);
- Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 11.03.2024 г.) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024 г.), Раздел II. Участники рынка ценных бумаг, Глава 2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, Статья 6.1. Деятельность по инвестиционному консультированию;
- Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (последняя редакция);
- Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (последняя редакция);
- Федерального закона от 22.06.2024 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания правовых основ развития инжиниринговых услуг и промышленного дизайна);
- Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2024 г.).
6. Актуализацию действующих государственных стандартов и разработку новых, целесообразно осуществлять в рамках предложенной Системы стандартизации и качества деловых услуг, опирающейся на законодательную и нормативно-правовую базу, служащую основанием для перспективных разработок стандартов.
* * *
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ И КАЧЕСТВА ДЕЛОВЫХ УСЛУГ
Действующие ГОСТы:
- ГОСТ Р 1.14-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.08.2017 г. № 918-ст);
- ГОСТ Р 1.1.-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».
- ГОСТ Р 57488-2017 «Услуги для бизнеса. Классификация и общие требования»;
- ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»;
- ГОСТ Р 54610-2011 «Услуги населению. Классификация и основные требования к услугам, предоставляемым на муниципальном уровне»;
- ГОСТ Р ИСО 10008-2014 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по электронным торговым сделкам между юридическими и физическими лицами»;
- ГОСТ Р 59195-2020 «Управление данными о качестве изделий на стадиях жизненного цикла. Порядок вычисления показателей».
* * *
КОНСАЛТИНГ (управленческий, инвестиционный, финансовый, налоговый, юридический, муниципальный, социальный, молодёжный, кадровый и др.)
Основание для перспективных разработок стандартов: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 г. № 1315-р «Концепции технологического развития на период до 2030 года». Устранение регуляторных барьеров для технологических инноваций и рынка интеллектуальной собственности: создание инструментов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности через повышение их рыночной ликвидности, оптимизация льготных налоговых условий для увеличения оборота прав на объекты интеллектуальной собственности и стимулирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Действующие ГОСТы:
- ГОСТ Р 58592-2019 «Интеллектуальная собственность. Управление на фондовом рынке»;
- ГОСТ Р ИСО 15188-2012 «Принципы управления проектами стандартизации терминологии»;
- ГОСТ Р 58546-2019 «Интеграция систем управления предприятием. Часть 6. Модель службы обмена сообщениями».
* * *
АУДИТ
Основание для перспективных разработок стандартов: Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9.01.2019 г. № 2н) (ред. от 16.10.2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024 г.), Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 105 «Стратегический аудит» - управление качеством контрольного или экспертно-аналитического мероприятия при проведении стратегического аудита осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 107 «Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».
Действующий ГОСТ:
- ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов».
* * *
ОЦЕНКА
Основание для перспективных разработок стандартов: Стратегии развития оценочной деятельности, разработанная Советом по оценочной деятельности, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Положением о Совете по оценочной деятельности, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5.11.2014 г. № 700.
Действующие ГОСТы:
- ГОСТ Р 70510-2022 «Оценка соответствия. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях аудита / оценки»;
- ГОСТ Р ИСО 10667-1-2015 «Предоставление услуг по оценке. Процедуры и методы оценки работы персонала и организационной среды. Часть 1. Требования к заказчику».
* * *
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ
Основание для перспективных разработок стандартов: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 г. № 4355-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года». Стратегия формирует ориентиры при разработке среднесрочных документов Правительства Российской Федерации и Банка России в условиях структурной трансформации экономики. В перечне основных направлений и задач: развитие инструментов долгосрочного финансирования и рынка капитала, развитие рынка капитала с акцентом на долевое финансирование, развитие венчурного финансирования, рынка страхования, защита прав потребителей финансовых услуг, цифровизация и развитие платежной инфраструктуры. Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022–2024 годов, одобренные Советом директоров Банка России 23.12.2021 г. Документ является продолжением Стратегии повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018–2020 годов. Основными драйверами роста доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса останутся: цифровизация финансовых продуктов, услуг и каналов доступа к ним, а также развитие цифровых финансовых сервисов.
Действующие ГОСТы:
- ГОСТ Р 70903-2023 «Устойчивое финансирование. Финансовая грамотность. Термины и определения»;
- ГОСТ Р ИСО 20022-1-2013 «Финансовые услуги. Универсальная схема сообщений финансовой индустрии. Часть 1. Метамодель»;
- ГОСТ Р ИСО/ТО 13569-2007 «Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности»;
- ГОСТ Р 53633.13-2019 «Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eTOM). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Управление организацией. Управление финансами и активами»;
- ГОСТ Р 55.0.06-2021 «Управление активами. Руководство по обеспечению согласованности финансовой и нефинансовой деятельности при управлении активами»;
- ГОСТ Р 55811-2013 «Управление сертификатами для финансовых услуг. Сертификаты открытых ключей».
* * *
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Основание для перспективных разработок стандартов: Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/), Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 г. № 1315-р «Концепции технологического развития на период до 2030 года». Технологии обработки и передачи данных: искусственный интеллект, включая технологии машинного обучения и когнитивные технологии, технологии хранения и анализа больших данных, технологии распределенных реестров, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Действующие ГОСТы:
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 24668-2022 «Информационные технологии. Искусственный интеллект. Структура управления процессами аналитики больших данных»;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий»;
- ГОСТ Р 70486-2022 «Единая технология «Цифровой социальный юрист».
- ГОСТы в сфере информационной безопасности, открытый доступ к которым предоставило Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (https://www.rst.gov.ru/portal/gost//home/standarts/InformationSecurity).
* * *
ИНЖИНИРИНГ
Основание для перспективных разработок стандартов: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 г. № 1315-р «Концепции технологического развития на период до 2030 года», призванная обеспечить технологический суверенитет экономики и промышленности Российской Федерации, повысить инновационную активность их участников. Особая роль в Концепции отведена развитию инжиниринга, в том числе и обратного, применяемого в качестве инструмента достижения целей технологического развития.
Действующие ГОСТы:
- ГОСТ Р 57306-2016 «Инжинириг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга»;
- ГОСТ Р 58920-2021 «Технологический инжиниринг и проектирование. Технический и технологический аудиты. Основные положения и показатели»;
- ГОСТ Р 58917-2021 «Технологический инжиниринг и проектирование. Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта промышленного объекта. Общие требования»;
- ГОСТ Р 58535-2019 «Стоимостной инжиниринг. Термины и определения».
* * *
МАРКЕТИНГ (инновационный, инвестиционный и др.)
Основание для перспективных разработок стандартов: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 г. № 1315-р «Концепции технологического развития на период до 2030 года». Стимулирование спроса и предложения: создание условий стимулирования спроса и предложения отечественной инновационной продукции, оптимизация системы стандартизации в целях стимулирования технологических инноваций, создание цифровых платформ (маркетплейсов) для взаимодействия крупных заказчиков и разработчиков высокотехнологичной продукции.
Действующий ГОСТ:
- ГОСТ Р 53633.5-2012 «<…> Управление маркетингом и предложением продукта».
* * *
СВЯЗИ С ИНВЕСТОРАМИ
Основание для перспективных разработок стандартов: Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Действующие ГОСТы:
- ГОСТ Р 58970-2020 «Менеджмент риска. Количественная оценка влияния рисков на стоимость и сроки инвестиционных проектов»;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 38506-2022 «Информационные технологии. Управление ИТ. Применение ИСО/МЭК 38500 для управления инвестициями в ИТ»;
- ГОСТ Р 113.00.21-2023 «Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по применению информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям при проведении экспертной оценки (технико-экономической оценки) инвестиционных проектов, представленных субъектами деятельности в сфере промышленности и направленных на достижение требований наилучших доступных технологий (внедрение НДТ)».
* * *
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании экспертизы материалов, рекомендованных к рассмотрению Комитетом Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» по техническому регулированию, Комитет МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг пришёл к следующему ЗАКЛЮЧЕНИЮ:
1. Проведенная экспертиза характеризует проект Программы национальной стандартизации на 2025 год как важный фактор устойчивого развития, качественный критерий стимулирования предпринимательской деятельности и значительного повышения уровня производительности труда.
2. По мнению экспертов Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, расширение комплекса стандартов деловых услуг, в рамках Системы стандартизации и качества деловых услуг, позволит, за счёт целенаправленного развития системы стандартизации, значительно повысить уровнь конкуренции, расширить масштаб рынка деловых услуг, подтверждённых гарантией качества, опираясь на ГОСТы, разработанные на основе применения современных достижений науки, технологий и практического опыта.
* * *
РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
1. ТЕРМИНОЛОГИЯ. Экспертная группа Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг рекомендует, при разработке стандартов, обратить особое внимание на корректное применение терминов, понятий и определений, имеющих сходные наименования, но предполагающие разное практическое применение в разных отраслях экономики, секторах и сегментах рынка товаров и услуг. Так, при использовании термина «услуги» целесообразно опираться на виды услуг для конечных потребителей, согласно Закону Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 4.08.2023 г.). В тоже время, термин «деловые услуги» опирается на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором, согласно Главе 39 «Возмездное оказание услуг», содержатся шесть статей, описывающих понятия возмездного оказания деловых услуг в предпринимательской деятельности, а именно:
- Статья 779. Договор возмездного оказания услуг.
- Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг.
- Статья 781. Оплата услуг.
- Статья 782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг.
- Статья 783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг.
- Статья 783.1. Особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации.
Правила Главы 39 применяются к договорам оказания деловых услуг: консультационных (по видам), аудиторских, информационных, услуг связи, туристическому обслуживанию, услуг по обучению, и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.
ВЫВОД:
При разработке проектов ГОСТ, по мнению экспертов Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, относительно применения совпадающих по названию, но имеющих разную смысловую коннотацию терминов, необходимо делать соответствующие оговорки в примечаниях. Поскольку все ГОСТы предназначены для применения в практике реального сектора экономики и предпринимательской деятельности, в тезаурус проектной документации по разработке новых ГОСТов целесообразно включать понятийный аппарат, содержащийся в следующих документах:
- Словарь терминов, используемых в законодательстве. - М.: Издание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 2014. - 240 с. Словарь (актуализированный в 2024 г.) включает более 5.000 терминов, закреплённых в законодательных актах Российской Федерации. Словарь не содержит научные термины, опубликованные в энциклопедических словарях, научно-технической лексикографии (в терминологических словарях), в отраслевых тематических справочниках, предметных словарях композитов, профессиональных глоссариях.
- Тезаурус по профилю ГОСТ,
- Информационно-аналитические ресурсы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в части профессиональных стандартов, в рамках деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Экспертная группа Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг рекомендует, при разработке стандартов, опираться на информационный потенциал профессиональных стандартов, содержащих подробные характеристики профессий (трудовые функции, трудовые действия и пр.), терминологию, с отсылками к соответствующим классификационным системам (ОКС/ОК 001-2021 (ИСО МКС), КУВЭД, ОКВЭД2, ОКУН, ОКЗ, ОКПДТР, ОКПД2 и др.).
ВЫВОД
При разработке проектов ГОСТ, по мнению экспертов Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, целесообразно принимать во внимание требования Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 г. № 580 «О разработке и утверждении профессиональных стандартов», с «Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов».
* * *
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РСПП И ВОК
Учитывая научно-методологическую основу предложений, подготовленных Комитетом МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг под эгидой Союза «Московская торгово-промышленная палата», согласие оказать информационно-консультационную и методическую помощь и поддержку на федеральном уровне выразили:
1. Комитет Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» по техническому регулированию (заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации - Лоцманов Андрей Николаевич),
2. Общероссийская общественная организации «Всероссийская организация качества» (президент - Воронин Геннадий Петрович), создавшая специально для этих целей временный Комитет ВОК по качеству деловых услуг.
СПРАВОЧНО: Вх. МТПП от 22.07.2024 г. - Исх. РСПП № 370/19км-12 от 18.07.2024 г. - Исх. РСТ № 11 от 15.07.2024 г. - Исх. № 7/2024-ГОСТ/РСПП от 23.07.2024 г.
* * *
ПРИГЛАШЕНИЕ
Комитет МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг, декларируя свои цели и задачи, приглашает к участию в совместных проектах и программах экспертов, представляющих комитеты и гильдии МТПП, готовых к общественно-деловому взаимодействию, с подписанием соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве.
* *