Мониторинг проведён в режиме экспресс-анкетирования участников круглого стола, состоявшегося в Республике Мордовия.
Экспресс-анкетирование проведено с целью мониторинга реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков – электро- и теплоснабжения.
25 марта 2015 г. Комитет МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг совместно с Департаментом мониторинга предпринимательских инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ - https://asi.ru/) провел экспресс-анкетирование участников круглого стола, состоявшегося в Торгово-промышленной палате Республики Мордовия (г. Саранск), организованного в формате видео-конференции.
Круглый стол проведён в рамках реализации пункта 4.3 дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», реализуемой на площадке Агентства стратегических инициатив.
ОТЧЕТ об итогах экспресс-анкетирования на тему: «Мониторинг конкурентной среды в сфере электроэнергетики и теплоснабжения», проведенного Комитетом МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг в ходе заседания круглого стола, организованного АСИ совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия - СКАЧАТЬ
* * *
В заседании круглого стола, проведенного в формате интерактивной видео-конференции, приняли участие: руководители и представители Правительства Республики Мордовия, Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, Министерства экономики Республики Мордовия, Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, Управления по вопросам городского хозяйства Департамента городского хозяйства Администрации г. о. Саранск, Торгово -промышленной палаты Республики Мордовия, Совета директоров промышленных предприятий при Главе Республики Мордовия, Совета предпринимателей при Главе Республики Мордовия, регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей при Главе Республики Мордовия», руководители организаций, действующих в сфере электроэнергетики, энергосбытовых компаний, предприятий тепло- и водо-сетей, научных центров социально-экономического мониторинга, Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Мордовия, образовательных организаций, в лице заведующего кафедрой теплоэнергетических систем, руководители и представители Мордовского республиканского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Мордовского регионального отделения общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», специалисты, представляющие отрасль электроэнергетики, консультанты, аналитики, эксперты.
* * *
Цели исследования:
1. Осуществить проведение мониторинга хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики.
2. Подготовить предложения по дополнению планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также по разработке отдельных актов Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики.
Актуальность темы круглого стола обусловлена тем обстоятельством, что развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
Предметом плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными "дорожными картами", разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.
В связи с комплексностью задачи по развитию конкуренции в экономике необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации "дорожной карты" с формированием предложений о внесении изменений в нее. В "дорожной карте" определяется перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013 - 2015 годы.
Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В "дорожной карте" определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период.
В "дорожной карте" устанавливается принцип развертывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.
Основными целями "дорожной карты" являются:
• включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
• снижение доли государственного сектора в экономике;
• развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
• развитие конкуренции при осуществлении закупок;
• упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
• повышение уровня защиты прав потребителей.
Выводы:
1. Развитие конкуренции в сфере электроэнергетики и теплоснабжения должно базироваться на «Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
При этом необходимо учитывать аспекты формирования перечня приоритетных и социально значимых рынков для развития конкуренции в регионах, определение целевых показателей развития конкуренции на этих рынках, а также систему взаимодействия региональных органов власти при реализации Стандарта.
2. Внедрение «Стандарта развития конкуренции» усилит преимущества субъектов Российской Федерации. Контроль над его применением в пилотных регионах в настоящее время осуществляют ФАС России, Минэкономразвития России и Агентство стратегических инициатив. В Стандарте в полной мере учитывается специфика экономики регионов. Внедряемый документ, в итоге, позволит создать достойные условия для развития конкуренции, защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит сформировать прозрачную систему работы органов власти в сфере электроэнергетики не только в интересах населения, но и в интересах поставщиков электроэнергии.
3. В сфере электроэнергетики пока еще существуют законодательные и административные барьеры, оперативное устранение которых повысит ответственность за создание препятствий для цивилизованного развития конкурентной среды в сфере электроэнергетики, создаст равные условия конкуренции для организаций малого и среднего предпринимательства, упростит процедуру выхода на оптовый рынок сбытовых организаций, устранит проблемы в отношениях поставщиков с потребителями.
4. С целью развития и формирования конкурентных отношений в электроэнергетике необходимо оперативное и адекватное решение вопросов взаимодействия поставщиков и потребителей на розничном рынке электроэнергии, а именно: изменение законодательной базы по отношению к потребителям, нарушающим сроки оплаты за поставленную электроэнергию и оказанные услуги, формирование системы прозрачных цен (тарифов), разработка и реализация комплекса долгосрочных программ по вводу мощностей, основанных на объективном долгосрочном прогнозе спроса на электроэнергию, с учетом возможности привлечения инвестиций в отрасль электроэнергетики.
5. Сдерживающим фактором модельных изменений в нормативно-правовые акты сферы электроэнергетики является дисбаланс в правилах оптового рынка электроэнергии и мощности, отсутствие эффективного механизма совершенствования модельного инструментария прогнозирования и связанного с этим механизма актуализации прогноза изменения цен (тарифов) в электро- и теплоэнергетике, а также, по мнению экспертов, недостаточно развития конкуренция в данной сфере.
6. В «плане мероприятий» необходимо закрепить на законодательном уровне: обязательства и меры ответственности за потребителями как субъектами розничного рынка услуг, осуществить привязку цен (тарифов) энергоресурсов к качеству поставляемых энергоресурсов, внедрить систему добровольной сертификации в области энергетической деятельности, определить долю государственного регулирования с учетом дифференциации ценовых зон.
7. Соответствие уровня цен и системы тарифообразования, действующих в настоящее время на региональном уровне не в полной мере соответствует параметрам федерального уровня, согласно «плану мероприятий».
8. Изменения, происходящие на региональном уровне от результатов реализации мероприятий «дорожной карты», ощущаются еще не в полной мере. Оценка экономического эффекта от реализации «плана мероприятий» находится в негативной зоне, по причине слабой развитости оптового рынка электроэнергии и высоких «входных барьеров» на оптовый рынок.
9. С целью совершенствования системы межотраслевой координации требуется новый формат «горизонтальных связей» на основе многосторонних соглашений, применение единой методики расчета экономического эффекта, решение первоочередных производственных проблем с учетом мнения предпринимательского сообщества, представляющего электроэнергетическую отрасль экономики.
10. К основным стратегических направлениям в инфраструктурных и смежных отраслях, в том числе в сфере естественных монополий, необходимо в краткосрочной перспективе реализовать конкретные меры, направленные на покрытие выпадающих доходов в тарифах, оптимизации мощностей действующих структур, основанной на прозрачной системе ценообразования, закрепление прав владения на имущество, улучшение работы с дебиторами энергоресурсов, развитие инфраструктуры оптового и розничного рынков, в том числе - развитие деловых услуг в области энергоаудита, реализации инвестиционных программ в целях снижения стоимости энергоресурсов, включая возможность создания вертикально-ориентированной сетевой компании.
Предложения:
• продолжить проведение мониторинга хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в указанных сферах, в том числе в сфере электроэнергетики;
• подготовить предложения по дополнению планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также по разработке отдельных актов Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции в указанных сферах, в том числе в сфере электроэнергетики.
* * *
По итогам экспресс-опроса подготовлен аналитический отчет, содержащий, на основе полученного анализа, конкретные и четко сформулированные предложения с целью возможности их применения в мониторинге хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики, законотворческом процессе, а также планах реализации проектов и программ АСИ, Московской торгово-промышленной палаты, стратегии развития МТПП.
* * *
• ДОРОЖНАЯ КАРТА «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2579-р) - https://old.asi.ru/npi/competition/
* * *
TELEGRAM-КАНАЛ
Официальный Telegram-канал «Комитет МТПП по КАЧЕСТВУ» Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг публикует аналитические обзоры, опыт, идеи, экспертные мнения, регулярно актуализирует Реестр экспертов в сфере деловых услуг
https://t.me/quality_committee
* * *
ВКОНТАКТЕ
* * *
ОДНОКЛАССНИКИ
https://ok.ru/group/58607749234819
* * *
LIVEJOURNAL
https://zimin-unipravex.livejournal.com/
* * *
@Victor_ Zimin
* * *