25.03.2015

ЭКСПРЕСС-АНКЕТИРОВАНИЕ | PR-GR-IR: Комитет МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг совместно с Агентством стратегических инициатив провел экспресс-анкетирование участников круглого стола в Республике Мордовия

Комитет МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг совместно с Департаментом мониторинга предпринимательских инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ) провел экспресс-анкетирование участников круглого стола, состоявшегося в Торгово-промышленной палате Республики Мордовия (г. Саранск), организованного в формате видео-конференции.

В заседании круглого стола, проведенного в формате интерактивной видео-конференции, приняли участие: руководители и представители Правительства Республики Мордовия, Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, Министерства экономики Республики Мордовия, Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, Управления по вопросам городского хозяйства Департамента городского хозяйства Администрации г. о. Саранск, Торгово -промышленной палаты Республики Мордовия, Совета директоров промышленных предприятий при Главе Республики Мордовия, Совета предпринимателей при Главе Республики Мордовия, регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей при Главе Республики Мордовия», руководители организаций, действующих в сфере электроэнергетики, энергосбытовых компаний, предприятий тепло- и водо-сетей, научных центров социально-экономического мониторинга, Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Мордовия, образовательных организаций, в лице заведующего кафедрой теплоэнергетических систем, руководители и представители Мордовского республиканского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Мордовского регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России», специалисты, представляющие отрасль электроэнергетики, консультанты, аналитики, эксперты.

Цели исследования:

1. Осуществить проведение мониторинга хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики.

2. Подготовить предложения по дополнению планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также по разработке отдельных актов Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики.
           
Актуальность темы круглого стола обусловлена тем обстоятельством, что развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.

Предметом плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными "дорожными картами", разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.

В связи с комплексностью задачи по развитию конкуренции в экономике необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации "дорожной карты" с формированием предложений о внесении изменений в нее. В "дорожной карте" определяется перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013 - 2015 годы.

Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В "дорожной карте" определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период.

В "дорожной карте" устанавливается принцип развертывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.

Основными целями "дорожной карты" являются:
- включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
- снижение доли государственного сектора в экономике;
- развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
- развитие конкуренции при осуществлении закупок;
- упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
- повышение уровня защиты прав потребителей.

Выводы:

1. Развитие конкуренции в сфере электроэнергетики и теплоснабжения должно базироваться на «Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
При этом необходимо учитывать аспекты формирования перечня приоритетных и социально значимых рынков для развития конкуренции в регионах, определение целевых показателей развития конкуренции на этих рынках, а также систему взаимодействия региональных органов власти при реализации Стандарта.

2. Внедрение «Стандарта развития конкуренции» усилит преимущества субъектов Российской Федерации. Контроль над его применением в пилотных регионах в настоящее время осуществляют ФАС России, Минэкономразвития России и Агентство стратегических инициатив. В Стандарте в полной мере учитывается специфика экономики регионов. Внедряемый документ, в итоге, позволит создать достойные условия для развития конкуренции, защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, что  позволит сформировать  прозрачную систему работы органов власти в сфере электроэнергетики не только в интересах населения, но и в интересах поставщиков электроэнергии.

3. В сфере электроэнергетики пока еще существуют законодательные и административные барьеры, оперативное устранение которых повысит ответственность за создание препятствий для цивилизованного развития конкурентной среды в сфере электроэнергетики, создаст равные условия конкуренции для организаций малого и среднего предпринимательства, упростит процедуру выхода на оптовый рынок сбытовых организаций, устранит проблемы в отношениях поставщиков с потребителями.

4. С целью развития и формирования конкурентных отношений в электроэнергетике необходимо оперативное и адекватное решение вопросов взаимодействия поставщиков и потребителей на розничном рынке электроэнергии, а именно: изменение законодательной базы по отношению к потребителям, нарушающим сроки оплаты за поставленную электроэнергию и оказанные услуги, формирование системы прозрачных цен (тарифов), разработка и реализация комплекса долгосрочных программ по вводу мощностей, основанных на объективном долгосрочном прогнозе спроса на электроэнергию, с учетом возможности привлечения инвестиций в отрасль электроэнергетики.

5. Сдерживающим фактором модельных изменений в нормативно-правовые акты сферы электроэнергетики является дисбаланс в правилах оптового рынка электроэнергии и мощности, отсутствие эффективного механизма совершенствования модельного инструментария прогнозирования и связанного с этим механизма актуализации прогноза изменения цен (тарифов) в электро- и теплоэнергетике, а также, по мнению экспертов, недостаточно развития конкуренция в данной сфере.

6. В «плане мероприятий» необходимо закрепить на законодательном уровне: обязательства и меры ответственности за потребителями как субъектами розничного рынка услуг, осуществить привязку цен (тарифов) энергоресурсов к качеству поставляемых энергоресурсов, внедрить систему добровольной сертификации в области энергетической деятельности, определить долю государственного регулирования с учетом дифференциации ценовых зон.

7. Соответствие уровня цен и системы тарифообразования, действующих в настоящее время на региональном уровне не в полной мере соответствует параметрам федерального уровня, согласно «плану мероприятий».

8. Изменения, происходящие на региональном уровне от результатов реализации мероприятий «дорожной карты», ощущаются еще не в полной мере. Оценка экономического эффекта от реализации «плана мероприятий» находится в негативной зоне, по причине слабой развитости оптового рынка электроэнергии и высоких «входных барьеров» на оптовый рынок.

9. С целью совершенствования системы межотраслевой координации требуется новый формат «горизонтальных связей» на основе многосторонних соглашений, применение единой методики расчета экономического эффекта, решение первоочередных производственных проблем с учетом мнения предпринимательского сообщества, представляющего электроэнергетическую отрасль экономики.

10. К основным стратегических направлениям в инфраструктурных и смежных отраслях, в том числе в сфере естественных монополий, необходимо в краткосрочной перспективе реализовать конкретные меры, направленные на покрытие выпадающих доходов в тарифах, оптимизации мощностей действующих структур, основанной на прозрачной системе ценообразования, закрепление прав владения на имущество, улучшение работы с дебиторами энергоресурсов, развитие инфраструктуры оптового и розничного рынков, в том числе - развитие деловых услуг в области энергоаудита, реализации инвестиционных программ в целях снижения стоимости энергоресурсов, включая возможность создания вертикально-ориентированной сетевой компании.

Предложения:
- продолжить проведение мониторинга хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в указанных сферах, в том числе в сфере электроэнергетики;
-  подготовить предложения по дополнению планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также по разработке отдельных актов Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции в указанных сферах, в том числе в сфере электроэнергетики.
 
По итогам экспресс-опроса подготовлен аналитический отчет, содержащий, на основе полученного анализа, конкретные и четко сформулированные предложения с целью возможности их применения в мониторинге хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики, законотворческом процессе, а также планах реализации проектов и программ АСИ, Московской торгово-промышленной палаты, стратегии развития МТПП.
 
Официальные Интернет-ресурсы:
Агентство стратегических инициатив - http://asi.ru/news/34633/
- ДОРОЖНАЯ КАРТА «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2579-р) 
 
Пресс-центр Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг
 

Наши партнеры

Торгово-промышленная палата России
Торгово-промышленная палата России
Правительство Москвы
Правительство Москвы
Московская городская Дума
ММБА
Департамент экономической политики и развития г. Москвы

Информационные партнеры