Госзаказ по стандарту
Госзаказ по стандарту
Описание
В Москве по инициативе ТК 066 (Росстандарт) состоялся круглый стол на тему: "Квалификация и репутация участников госзаказа как основа его успешного исполнения".
На повестку были вынесены актуальные проблемы закупочной деятельности в системе госзаказа России. В формате дискуссии эксперты также обсудили эффективность современных механизмов, направленных на повышение прозрачности и конкурентности конкурсных процедур. В обмене мнениями по вопросам повестки круглого стола приняли участие представители Минпромторга, мэрии Москвы, НОСТРОЙ, ВНИИС, а так же ассоциаций и союзов, представляющих интересы бизнес-сообщества различных отраслей экономики, в числе которых: РСС, МТПП, АНО "Роскачество" и крупнейшие СРО, в том числе Союз строительных организаций "Специальный ресурс". В обсуждении практики ведения закупочной деятельности на территории России впервые приняли участие представители лидирующих предприятий Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Когда нереальная экономия оборачивается реальными проблемами с качеством и безопасностью Полтора года спустя с момента принятия 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" власть признала, что закон, пришедший на смену 94-ФЗ, не решил главной проблемы - качество исполнения государственного заказа лучше не стало. "Нереальная экономия бюджетных средств обернулась использованием дешевых, но некачественных материалов, устаревшей техники и технологий, неквалифицированной рабочей силы" - процитировал председатель ТК 066 Владимир Шахов высказывание спикера верхней палаты Валентины Матвиенко, которая дала низкую оценку эффективности закона о госзакупках. Спорить с очевидным бесполезно. При этом оценить масштабы неэффективности расходования бюджетных средств сегодня не представляется возможным.
Предавать гласности такую статистику, желающих нет. -Получилось то, что получилось, - поддержал критику в отношении 44-ФЗ старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты, депутат Московской городской думы Владимир Платонов, - Винить государство в том, что был заложен принцип "чем дешевле, тем лучше" сложно. Но надо уже перестать гордиться, называя суммы, которые были сэкономлены на конкурсах. Мне, как человеку с прокурорским прошлым, это говорит, что, первое, оценка стоимости работ была завышена. Второе, та организация, которая снижает заявленную стоимость, должна указать на каком основании она это делает. Без такого обоснования эти люди должны автоматически исключаться из конкурса. Когда цена - не главный критерий Алексей Степаненко, вице- президент Союза Строителей Железных Дорог, ответственный секретарь Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и ценообразованию в строительстве отметил, что профессиональное сообщество сегодня должно помочь заказчику в выборе квалифицированного исполнителя. -Но в условиях нашей действительности, заказчикам это не выгодно. Мы сталкиваемся с тем, что конкретный заказчик говорит, что мы сами знаем тех, кто может выполнить эту работу, не надо нам никакой прозрачности. Конечно, должны быть Реестры, и профессиональное сообщество должно отвечать за то, что данные в этих реестрах являются достоверными. И это должно быть общедоступно. И хотелось бы почеркнуть, что НОСТРОЙ борется за отдельный закон или хотя бы за внесение поправок в действующее законодательство о закупочной деятельности.
-Действующие механизмы, заложенные в 44-ФЗ, не дают возможности отсекать недобросовестных подрядчиков и выводить на рынок только те организации, которые имеют уже и положительный опыт, и положительную репутацию, - поддержал коллегу начальник Управления технического регулирования НОСТРОЙ Юрий Моисеев, - Мне кажется, что данная проблема сейчас имеет несколько путей своего решения, одним из которых идет ТК 066, создавая линейку стандартов по оценке деловой репутации.
-Мы идем к тому, чтобы деловая репутация стала стандартизируемым процессом, - заявил член ТК 066 Даниил Супрунчук. Современные стандарты для российского производителя - это ключ к расширению рынка сбыта. В этом смысле стандарты - это своего рода летопись научно-технических достижений, которые уже есть на текущий момент, это библиотека открытых технологий, где любой специалист может применять их на практике. Иван Чайка, первый заместитель генерального директора ОАО "ВНИИС", проинформировал профессиональное сообщество о том, что одна из новелл нового закона о стандартизации дает право прямой ссылки в нормативно-правовых актах Правительства РФ и Федеральных органов исполнительной власти на стандарты.
-И с этого момента ссылки на стандарт становится обязательным для применения. Это инструмент, которым можно пользоваться для того, чтобы решения, которые заложены в стандарте, были техническим законом в той или иной ситуации, - подчеркнул Иван Чайка. В области мировой стандартизации известно о 12 подходах в оценке нематериальных активов компаний. Но нигде, кроме России, нет стандарта по оценке опыта и деловой репутации. Пока такой ГОСТ разработан для строительных компаний. Этим опытом уже заинтересовалось Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, отправив на разведку свои ведущие предприятия строительного комплекса. -Мы считаем, что спрогнозировать последствия введения стандартов по оценке опыта и деловой репутации на нашей территории невозможно, но мы должны стремиться к тому, чтобы эти стандарты заработали и в России и в Белоруссии, - считает Наиль Ибрагимов, заместитель директора по подготовке технических свидетельств и сертификации СМК РУП "Стройтехнорм", - В конечном итоге потребитель, в данном случае строительной услуги, не должен страдать из-за того, что кто- то становится недобросовестным партнером, уводит средства с этого строительства.
И мнение Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь, и мнение Госстандарта формируется таким образом, что эти стандарты все- таки будут нужны. Интерес белорусских коллег к новому российскому инструменту оценки надежности строительных компаний - ГОСТ Р 56002 "Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций" - понятен. Во-первых, недобросовестность подрядчика не имеет границ. Во-вторых, когда с Россией сформируется общий рынок строительных услуг, Беларусь будет оперировать Единым реестром надежных поставщиков. О том, что он необходим, одновременно заговорили в профессиональных объединениях, представляющих интересы бизнеса в различных отраслях экономики. Среди них - Московская торгово-промышленная палата, Роскачество, Национальный лифтовой союз. Соглашения о взаимодействии объединения лифтового сообщества и ТК 066 уже подписано. С торгово-промышленной палатой Москвы и Российской системой качества - в стадии подписания. -Мы говорим о том, что при разработке механизмов предквалификационного отбора можно будет опереться на стандарты оценок нематериальных критериев, включающие ключевые показатели оценки опыта и деловой репутации компаний.
Другого эффективного инструмента, кроме как стандарт, удовлетворяющего требованиям формализации и объективизации какого-либо процесса, сегодня не придумано, - подытожил председатель ТК 066 Владимир Шахов. Уже этой осенью должен заработать базовый национальный стандарт по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Универсальный продукт стандартизации станет хорошим подспорьем для бизнеса в решении одной из самых актуальных проблем нашего времени - повышении ответственности за конечный результат деятельности. Нестандартные решения положенные в основу стандарта больше не вызывают у бизнеса откровенного скептицизма. Заочно по одну сторону с участниками круглого стола выступает даже Федеральная антимонопольная служба России, где признают, что задействование в конкурсных процедурах доступного и прозрачного стандарта по оценке опыта и деловой репутации будет только способствовать объективизации определения победителя.
Строительная орбита
На повестку были вынесены актуальные проблемы закупочной деятельности в системе госзаказа России. В формате дискуссии эксперты также обсудили эффективность современных механизмов, направленных на повышение прозрачности и конкурентности конкурсных процедур. В обмене мнениями по вопросам повестки круглого стола приняли участие представители Минпромторга, мэрии Москвы, НОСТРОЙ, ВНИИС, а так же ассоциаций и союзов, представляющих интересы бизнес-сообщества различных отраслей экономики, в числе которых: РСС, МТПП, АНО "Роскачество" и крупнейшие СРО, в том числе Союз строительных организаций "Специальный ресурс". В обсуждении практики ведения закупочной деятельности на территории России впервые приняли участие представители лидирующих предприятий Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Когда нереальная экономия оборачивается реальными проблемами с качеством и безопасностью Полтора года спустя с момента принятия 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" власть признала, что закон, пришедший на смену 94-ФЗ, не решил главной проблемы - качество исполнения государственного заказа лучше не стало. "Нереальная экономия бюджетных средств обернулась использованием дешевых, но некачественных материалов, устаревшей техники и технологий, неквалифицированной рабочей силы" - процитировал председатель ТК 066 Владимир Шахов высказывание спикера верхней палаты Валентины Матвиенко, которая дала низкую оценку эффективности закона о госзакупках. Спорить с очевидным бесполезно. При этом оценить масштабы неэффективности расходования бюджетных средств сегодня не представляется возможным.
Предавать гласности такую статистику, желающих нет. -Получилось то, что получилось, - поддержал критику в отношении 44-ФЗ старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты, депутат Московской городской думы Владимир Платонов, - Винить государство в том, что был заложен принцип "чем дешевле, тем лучше" сложно. Но надо уже перестать гордиться, называя суммы, которые были сэкономлены на конкурсах. Мне, как человеку с прокурорским прошлым, это говорит, что, первое, оценка стоимости работ была завышена. Второе, та организация, которая снижает заявленную стоимость, должна указать на каком основании она это делает. Без такого обоснования эти люди должны автоматически исключаться из конкурса. Когда цена - не главный критерий Алексей Степаненко, вице- президент Союза Строителей Железных Дорог, ответственный секретарь Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и ценообразованию в строительстве отметил, что профессиональное сообщество сегодня должно помочь заказчику в выборе квалифицированного исполнителя. -Но в условиях нашей действительности, заказчикам это не выгодно. Мы сталкиваемся с тем, что конкретный заказчик говорит, что мы сами знаем тех, кто может выполнить эту работу, не надо нам никакой прозрачности. Конечно, должны быть Реестры, и профессиональное сообщество должно отвечать за то, что данные в этих реестрах являются достоверными. И это должно быть общедоступно. И хотелось бы почеркнуть, что НОСТРОЙ борется за отдельный закон или хотя бы за внесение поправок в действующее законодательство о закупочной деятельности.
-Действующие механизмы, заложенные в 44-ФЗ, не дают возможности отсекать недобросовестных подрядчиков и выводить на рынок только те организации, которые имеют уже и положительный опыт, и положительную репутацию, - поддержал коллегу начальник Управления технического регулирования НОСТРОЙ Юрий Моисеев, - Мне кажется, что данная проблема сейчас имеет несколько путей своего решения, одним из которых идет ТК 066, создавая линейку стандартов по оценке деловой репутации.
-Мы идем к тому, чтобы деловая репутация стала стандартизируемым процессом, - заявил член ТК 066 Даниил Супрунчук. Современные стандарты для российского производителя - это ключ к расширению рынка сбыта. В этом смысле стандарты - это своего рода летопись научно-технических достижений, которые уже есть на текущий момент, это библиотека открытых технологий, где любой специалист может применять их на практике. Иван Чайка, первый заместитель генерального директора ОАО "ВНИИС", проинформировал профессиональное сообщество о том, что одна из новелл нового закона о стандартизации дает право прямой ссылки в нормативно-правовых актах Правительства РФ и Федеральных органов исполнительной власти на стандарты.
-И с этого момента ссылки на стандарт становится обязательным для применения. Это инструмент, которым можно пользоваться для того, чтобы решения, которые заложены в стандарте, были техническим законом в той или иной ситуации, - подчеркнул Иван Чайка. В области мировой стандартизации известно о 12 подходах в оценке нематериальных активов компаний. Но нигде, кроме России, нет стандарта по оценке опыта и деловой репутации. Пока такой ГОСТ разработан для строительных компаний. Этим опытом уже заинтересовалось Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, отправив на разведку свои ведущие предприятия строительного комплекса. -Мы считаем, что спрогнозировать последствия введения стандартов по оценке опыта и деловой репутации на нашей территории невозможно, но мы должны стремиться к тому, чтобы эти стандарты заработали и в России и в Белоруссии, - считает Наиль Ибрагимов, заместитель директора по подготовке технических свидетельств и сертификации СМК РУП "Стройтехнорм", - В конечном итоге потребитель, в данном случае строительной услуги, не должен страдать из-за того, что кто- то становится недобросовестным партнером, уводит средства с этого строительства.
И мнение Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь, и мнение Госстандарта формируется таким образом, что эти стандарты все- таки будут нужны. Интерес белорусских коллег к новому российскому инструменту оценки надежности строительных компаний - ГОСТ Р 56002 "Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций" - понятен. Во-первых, недобросовестность подрядчика не имеет границ. Во-вторых, когда с Россией сформируется общий рынок строительных услуг, Беларусь будет оперировать Единым реестром надежных поставщиков. О том, что он необходим, одновременно заговорили в профессиональных объединениях, представляющих интересы бизнеса в различных отраслях экономики. Среди них - Московская торгово-промышленная палата, Роскачество, Национальный лифтовой союз. Соглашения о взаимодействии объединения лифтового сообщества и ТК 066 уже подписано. С торгово-промышленной палатой Москвы и Российской системой качества - в стадии подписания. -Мы говорим о том, что при разработке механизмов предквалификационного отбора можно будет опереться на стандарты оценок нематериальных критериев, включающие ключевые показатели оценки опыта и деловой репутации компаний.
Другого эффективного инструмента, кроме как стандарт, удовлетворяющего требованиям формализации и объективизации какого-либо процесса, сегодня не придумано, - подытожил председатель ТК 066 Владимир Шахов. Уже этой осенью должен заработать базовый национальный стандарт по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Универсальный продукт стандартизации станет хорошим подспорьем для бизнеса в решении одной из самых актуальных проблем нашего времени - повышении ответственности за конечный результат деятельности. Нестандартные решения положенные в основу стандарта больше не вызывают у бизнеса откровенного скептицизма. Заочно по одну сторону с участниками круглого стола выступает даже Федеральная антимонопольная служба России, где признают, что задействование в конкурсных процедурах доступного и прозрачного стандарта по оценке опыта и деловой репутации будет только способствовать объективизации определения победителя.
Строительная орбита