18 октября в МТПП состоялся семинар «Проблемы управления и развития медицинской клиники в современных условиях». Гильдия производителей медицинских товаров и услуг МТПП выступила инициатором семинара.
В рамках семинара Олег Рукодайный представил опыт работы сети клиник «НИАРМЕДИК», руководителем которой он является.
Первая клиника была создана в 1996 году и включала частную лабораторию. При создании клиники была закуплена новая техника, открыт учебный центр в области лабораторной диагностики. К 2007 году руководство клиники пришло к необходимости разработки и принятия стратегия дальнейшего развития. Сегодня сеть включает уже 12 клиник. Важным аспектом развития современного рынка частных медицинских услуг является то, что пациенты хотят получить все услуги в одном месте, то есть спектр предоставляемых услуг должен постоянно расширяться. Медицина движется к формату «супермаркетов».
Что касается расходов клиники - не секрет, отметил Олег Рукодайный, что фонд оплаты труда составляет 60-70% от всего объема затрат. Сейчас наблюдается определенный отток врачей из сферы частной медицины, так как в связи с активным материальным стимулированием в московских государственных учреждениях врачи выбирают менее трудозатратные места работы.
Также, безусловно, клиника не может существовать без серьезных вложений в оборудование. Вообще первоначальные инвестиции оцениваются минимум в 1-2 млн евро. Поэтому сейчас одним из направлений развития клиник может стать государственно-частное партнерство.
Что касается рекламных затрат – это тоже одна из серьезных статей бюджета. В некоторых случаях реклама не нужна, так как врачи сумели создать клинике хорошую репутацию. Однако, это дело времени. Небольшие частные клиники, которые только создаются, очень нуждаются в продвижении и одновременно это весьма затратная задача. Основной задачей руководства клиник становится определение стратегических целей и задач. В нынешних рыночных условиях для частных клиник есть два варианта - или развиваться, или объединяться.
У любой частной клиники есть целый спектр проблем, с которыми приходится сталкиваться руководству. Во-первых, существует риск неоплаты. Поэтому в сети клиник «НИАРМЕДИК» заключается предварительное соглашение с пациентом, которое выступает своего рода гарантией для клиники. В клиниках должна быть внедрена система качества. Так как мед. персонал является носителем определенной корпоративной культуры, новые врачи при приходе в клинику попадают в так называемую «группу риска». В клиниках «НИАРМЕДИК» существует для контроля штат врачей-экспертов, которые проводят мониторинг уровня профессионализма коллег. Одним из нововведений является страхование ответственности врачей. Также проводится опрос пациентов относительно степени удовлетворенности услугами, что дает основу для дальнейшего совершенствования работы клиники.
В клинике была создана единая информационная сеть, которая позволяет автоматизировать процесс отчетности, а также облегчить поиск данных.
Важным направлением деятельности клиник и обеспечения высокого качества оказания услуг является обучение персонала клиники. Врачи должны хорошо знать программное обеспечение, разбираться в страховых и нестраховых случаях. К сожалению, не все сотрудники обладают достаточным уровнем компьютерной грамотности, что заставляет отказываться от услуг высокопрофессиональных медиков. Работа с компьютером, тем не менее – неотъемлемое требование.
Иногда возникает проблема неправильного оформления и описания страховых случаев, что вызывает сложности во взаимодействии со страховыми компаниями. Для успешного развития очень важно доверие, которое созидается годами между клиниками и страховыми компаниями. Страховые компании обычно отслеживают работу клиники, обороты, качество оказания услуг в течение нескольких лет. Для упрочнения отношений проводятся мероприятия для страховых компаний, в рамках которых можно наладить более тесный конструктивный диалог. Договорной отдел участвует напрямую в работе со страховыми компаниями. Если ранее полностью принимались программы страховых компаний, то сейчас все страховые компании приняли программы сети клиник.
К сожалению, имеет место бытовая коррупция врачей, которая также негативно влияет на имидж частного медицинского учреждения. В клинике существует система кадрового резерва, которая позволяет заполнять вакансии достаточно оперативно. Принципиально важна межфункциональная координация, эффективное взаимодействие врачей различных подразделений, важен человеческий фактор.
Что касается перспектив развития частных клиник в Москве, то система ДМС уже вряд ли сможет стимулировать серьезные показатели развития. Поэтому приоритетной становится деятельность в регионах, хотя платежеспособный спрос населения в регионах, конечно, ниже. Практика работы частных медицинских клиник в регионах отличается тем, что площадь приобретается в собственность, так как велик риск злоупотреблений со стороны арендодателей.
В рамках семинара выступила также Марина Чугунова, заместитель генерального директора НПЦ "Огонек" и Э.Э. Шульц, председатель общественного движения «Национальный Медицинский Конгресс». Участники поделились опытом работы частных клиник и установили новые партнерские контакты.