Объединенная Рабочая группа при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве и МТПП в рамках обучающего проекта «ЗАКУПКИ TODAY» провела вебинар на тему «Обзор оптимизационных поправок в закон о контрактной системе. Как это работает?»
«Задача государства и бизнеса – настроить качественный диалог. Я хотел бы рассказать о том, как формировалось наше законодательство в рамках конкурентных процедур», – осветил тему своего выступления Общественный уполномоченный по государственным закупкам при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве, руководитель Объединенной Рабочей группы при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве и МТПП, заместитель председателя Комитета по конкурентной политике и государственно-частному партнерству МТПП, генеральный директор Агентства конкурентных закупок ООО «Ценный Контракт» Сергей Маковеев. По его словам, прежний тренд «на заказ» сейчас сменился более широким трендом «на закупки». Система закупок для обеспечения государственно-муниципальных нужд – уникальный инструмент, предлагающий наладить взаимодействие между органами государственной власти и бизнес-сообществом в целом, подчеркнул спикер. На законодательном уровне стоит задача выстроить это взаимодействие таким образом, чтобы обеспечить двустороннюю конкурентоспособность власти и бизнеса. Спикер подробно рассмотрел три этапа в системе закупок. Первый этап (начало 90-х – 2005 г.) охватывал планирование исключительно государственных нужд – муниципальные закупки не выделялись отдельным блоком. Второй этап (2006-2013 гг.) предусматривал Единые правила размещения заказов для государственного и муниципального уровня. Третий этап (2014 г. – настоящее время) заключается в переходе от понятия «государственный заказ» к понятию «государственные закупки». Спикер разъяснил плюсы и минусы каждого этапа и подробно остановился на сегодняшней тенденции на активное системное упрощение торгов путем разработки оптимизационных пакетов поправок к закону о контрактной системе.
Эксперт контрактной системы в сфере закупок, руководитель отдела методологии и обучения электронной площадки «НЭП-Фабрикант» Светлана Аппба рассказала о Федеральном законе от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому в Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вносятся изменения. № 360-ФЗ вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, которые начнут действовать в более поздние сроки.
Среди изменений – сокращение сроков оплаты по контрактам и увеличение размера минимальной доли закупки у субъектов малого предпринимательства с 15% до 25% совокупного годового объема закупок (СГОЗ); сокращение способов закупок на конкурсах и аукционах; изменения в части заключения контракта (для конкурса и аукциона); упрощение порядка проведения закупки;
усиление предквалификации; изменения в части типизации контрактов; повышение действенности обеспечения заявок и контрактов; внедрение контрактов жизненного цикла; изменение условий и расторжение контрактов (в частности, новый порядок допускает расторжение в одностороннем порядке); упрощение обжалования действий (бездействий) субъектов контроля; завершение перехода к электронному документообороту и т.д. Особое внимание спикер обратила на скорректированную норму по антидемпинговым мерам и подробно разъяснила суть изменений. В заключение спикер представила чек-лист ЕИС Федерального Казначейства, детально прокомментировав суть и обозначив дату вступления в силу каждой новой нормы.
В заключение своего выступления спикер ответила на вопросы слушателей.
Сергей Маковеев отметил, что не увидел в изменениях того, что приходит к нему в виде запросов и обращений как к руководителю Общественной приемной при Уполномоченном по защите прав предпринимателей. «Много приходит запросов, касаемых исполнения контракта, – отметил он. – Мы много говорим о проведении самих торгов, их упрощении, повышении прозрачности и т.д., но мало внимания уделяем исполнению контракта». Он привел в пример торги по поиску подрядчика, который должен был провести соцопрос в определенном регионе. Торги были проведены с падением цены более чем на 90%, однако контракт пришлось заключить. В конце его исполнения заказчик получил отчет со всеми данными, но все-таки засомневался в качестве работ, выполненных за такую «мизерную» стоимость, – и сделал запрос на более детальную «дорожную карту» их проведения, в результате чего получил отказ под предлогом конфиденциальности...
«Одна из инициатив, которую мы выдвигали, заключалась в том, чтобы дать заказчику возможность запрашивать квалификацию подрядчика и только после этого принимать решение о том, с кем заключать контракт. В данных изменениях я подобных подвижек не увидел, – отметил Сергей Маковеев. – Я считаю, что нужно анализировать направления, где мы наиболее страдаем от демпинга, и искать возможность снизить темпы заключения контрактов с сумасшедшим ценовым падением». Он призвал слушателей не бояться обращаться с запросами по госзакупкам в Общественную приемную, заверил, что как общественный омбудсмен по госзакупкам в г. Москва он всегда открыт любым предложениям предпринимателей и готов плотно взаимодействовать с ними, «чтобы диалог превращался в результат в виде решений, которые дадут возможность комфортно работать и заказчику, и поставщику».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы
Соорганизаторами мероприятия выступили Агентство конкурентных закупок ООО «Ценный Контракт» и Федеральная электронная площадка «НЭП-Фабрикант».