В МВК «Крокус-Экспо» сегодня завершилась международная выставка «InterLogistika». По традиции в рамках выставки был представлен коллективный стенд членов Московской торгово-промышленной палаты, на котором экспонировались информационные материалы ООО «Логистическая компания «Юнион Траст Экспедиция», ГК «Севертранс», ООО «ГлавДоставка», ООО «Реалтранс», ООО «Логистический и информационно-правовой центр», ГК «Градиент Альфа», ООО «Персональный налоговый менеджмент», московского представительства АО «Литовские железные дороги», НП «Национальное объединение производителей и поставщиков складского оборудования» и образовательного центра «ЭГО».
Гильдия логистических операторов МТПП, как и в прошлом году, выступила соорганизатором деловой программы. Совместно с «МЕДИА-ГЛОБ – КРОКУС» 10 сентября в рамках выставки проведена сессия «Логистика интернет-торговли и экспресс-перевозок». Мероприятие вызвало живой интерес у участников и посетителей выставки: свободных мест в конференц-зале не было.
Участников мероприятия приветствовали начальник управления по работе с общественными объединениями Департамента по работе с членами МТПП и поддержке предпринимательства Виктор Васильев, заместитель председателя Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ, заместитель председателя Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете по транспорту Государственной Думы Юрий Азаров и президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Основной доклад о развитии интернет-торговли в России представил партнер Исследовательского агентства «Data Insight» Борис Овчинников.
По его информации, в 2013 году объем розничной электронной торговли в России составил 520 миллиардов рублей, из которых нематериальные товары составили порядка 350 млрд руб.
«При этом в эту сумму не входят покупки, совершенные в зарубежных интернет-магазинах – около 150 млрд руб., покупки юридическими лицами в сети интернет – 100 млрд руб., бронирование гостиниц и покупка туров – 60 млрд руб., а также покупки скидочных купонов на сайтах-купонаторах, - продолжил Борис Овчинников. – Рост рынка в 2013 году составил 28 процентов. Более 200 тысяч доменов Рунета имеют признаки интернет-магазина, при этом только 1500 из них получают более 20 заказов в день. Большинство крупных и средних интернет-магазинов предлагают доставку по всей территории России. Из интернет-магазинов, присутствующих на Яндекс.Маркете, в Москву доставку осуществляют 80 процентов магазинов, в ближнее Подмосковье – 75 процентов, в Санкт-Петербург – 57, в любые регионы России – около половины».
Количество интернет-покупателей в России Исследовательское агентство «Data Insight» оценивает в 35 миллионов человек.
Ежегодный приток впервые покупающих в онлайн, по словам Бориса Овчинникова, составляет 5-7 миллионов.
«При этом только 23 процента онлайн-покупателей живут в Москве и Санкт-Петербурге, 22 – в других городах-миллионерах, 17 – в крупных городах с население свыше 300 тысяч человек, 22 – в средних городах от 50 до 300 тысяч человек и 19 процентов – в прочих населенных пунктах. Если говорить о новых покупателях, то половину из них составляют люди, проживающие в малых и средних населенных пунктах».
«Между тем в текущем году наблюдается спад количества посетителей по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Если январь показал рост в 4 процента, то потом число посетителей стало падать и в июле уже уменьшилось на 18 процентов. Сокращение посещаемости стало результатом снижения спроса и уменьшения маркетинговой активности интернет-магазинов. Между тем, снижение посещаемости не привело к уменьшению количества заказов. В августе 2014 года крупные интернет-магазины показали рост в 5 процентов. Сейчас рост онлайн-продаж в основном идет за счет увеличения среднего чека, что обусловлено инфляцией и снижением курса рубля».
Подводя итог, Борис Овчинников отметил, что разочарования в интернет-торговле нет. «Есть общий спад покупательской активности, который особенно заметен в ключевых для электронной торговли товарных категориях. Ухудшение экономической ситуации может привести к сокращению онлайн-продаж, но не отобьет, а, наоборот, усилит у потребителей желание покупать дистанционно».
В ходе дальнейшей дискуссии представители логистических компаний обсудили вопросы транспортного обеспечения интернет-торговли, особенности ее таможенного обслуживания, поделились опытом по применению тех или иных решений в области электронной коммерции.