17 июля на площадке Moscow Urban Forum 2018 прошла панельная дискуссия «Сфера гостеприимства и модели её развития в городских агломерациях», организованная Московской торгово-промышленной палатой. Представители гильдий МТПП, которые работают в сфере туризма и гостеприимства, а также их коллеги их других городов РФ и стран, обсудили потенциальные возможности Москвы как вновь открывшейся туристической мекки.
Миллионы людей со всего мира гостили в столице целый месяц, пока шел Чемпионат мира по футболу, многие не спешат уезжать и сейчас, продолжая наслаждаться сервисом и гостеприимством. "Организация такого масштабного мероприятия - это наш общий успех, - подчеркнул президент МТПП Владимир Платонов. - Все предприятия, объединенные в наши гильдии, с достоинством выдержали этот экзамен".
Однако не время расслабляться и почивать на лаврах. Так, Сергей Абрамов, председатель Комитета МТПП по туризму и гостиничному бизнесу, президент туристического агентства "Цезарь тревел", которое занимается организацией экскурсий по Москва-реке, отметил, что сегодня туристические возможности главной водной артерии столицы используются лишь на 30-40%. "Еще предстоит большая работа по освоению причального пространства реки, а также по обновлению речной флотилии", - уверен глава общественной структуры Палаты. Тем более, что десять красавиц-яхт "Рэдиссон", которые обслуживают гостей круглогодично и предоставляют на борту высококлассный сервис, уже доказали, что продолжать начатую работу по расширению туристических возможностей Москвы-реки необходимо. Кроме того, река могла бы стать и большой пассажирской транспортной артерией для москвичей: многим было бы удобно добираться по воде из дома на работу, например.
Инна Пехова, генеральный менеджер отеля Petroff Palace Hotel, директор по развитию отеля «Метрополь» рассказала, что туристы уже давно перестали рассматривать гостиницы как исключительно койко-места. "Отель сегодня - это лицо города, по нему у гостей складывается первое впечатление о путешествии", - подчеркнула она. Современные отели являются сосредоточением различных туристических услуг: трансферт, питание, развлечения, событийная жизнь города, удовлетворение различных, порой весьма неожиданных, просьб постояльцев. Крупные сетевые отели успешно справляются с организацией такого сервиса, однако у их небольших или начинающих "коллег" не всегда хватает сил, средств, инструментов для предоставление всего спектра туристических услуг и продуктов. И в этом, по мнению Инны Пеховой, могла бы помочь специализированная городская служба, о создании которой стоит задуматься. "Например, если у отеля нет собственной службы такси, гости, через ресепшн, могли бы обратиться в специальное городское такси, где водители гарантированно говорят на иностранных языках", - предложила она.
Об опыте Парижа, как главной туристической столицы мира, рассказал Этьен Жан Гийо, президент торгово-промышленной палаты региона Париж- Иль-де-Франс. Ежегодно "город влюбленных" принимает порядка 20 миллионов гостей! Среди них не только туристы, но и делегаты различных выставок, форумов и конгрессов - таких мероприятий с Париже проходит более 200 в год, что приносит в бюджет региона до 2 миллионов евро. Однако, большие доходы несут за собой и немалые расходы: по словам Этьена Жана Гийо, огромный, 120-тысячный номерной фонд гостиниц города уже давно требует реконструкции и обновления. Кроме того, необходимо усовершенствовать городскую инфраструктуру, сделать ее более высокотехнологичной и цифровизированной, с тем, чтобы повысить мобильность и независимость туристов.
Президент парижской ТПП также рассказал, что в последнее время члены местных туристических гильдий взялись за повышение квалификации персонала, занятого в сфере туризма и гостеприимства: "Всем известна нелюбовь французов к иностранным языкам, но английский необходим всем, и мы открыли такую программу обучения".
В то же время, в Париже существует ряд ограничений для организации туризма - например, автомобильного - которых в Москве нет. Однако, несмотря на отсутствие таких ограничений, создание индустрии автомобильного туризма пока только обсуждается. "В столице зарегистрировано более 5,5 миллионов автомобилей, но нет ни одного туристического авто-маршрута", - посетовал председатель Комитета по вопросам развития устойчивых транспортных систем МТПП Сергей Лобарев. Он сообщил, что наконец-то "лед тронулся": уже 30 июля на первое заседание в Госдуме РФ соберется рабочая группа по развитию автотуризма в России.
Подводя итоги дискуссии Владимир Платонов отметил, что главное достижение туризма в том, что он разрушает границы, и прежде всего - в головах людей. Миллионы довольных туристов, которые за последний месяц посетили Москву и увезли с собой удивительные открытия и самые добрые воспоминания - лучшее тому доказательство.
МТПП выражает благодарность компании «ТИС Интернэшнл» за высококачественный синхронный перевод всей панельной сессии.