25 февраля в МТПП состоялся круглый стол «Государственная поддержка НКО. Практика, проблемы, перспективы», который был организован МТПП в сотрудничестве с Комитетом общественных связей города Москвы.
В круглом столе приняли участие представители Департаментов московского правительства, НКО, экспертного сообщества.
Открывая круглый стол, начальник Управления образовательных и социальных программ МТПП Антонина Ватолкина отметила, что нормальное функционирование некоммерческого сектора возможно только при условии всесторонней поддержки и государства, и коммерческих организаций, которые осознают свою социальную ответственность. «НКО являются эффективным звеном, они понимают все проблемы и подводные камни при реализации гражданских инициатив и занимаются реальной деятельностью во благо общества – но это возможно только в том случае, если вопросы привлечения финансовых средств также решаются эффективно. Важно понимать, как изменится государственная поддержка в новых условиях, что будет сделано для обеспечения устойчивости НКО», - подчеркнула Антонина Ватолкина.
Заместитель начальника управления организации социального обслуживания, начальник отдела стационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы Александр Яковлев отметил, что Департамент ведет большую работу по поддержке НКО. Во-первых, в рамках взаимодействия с НКО Департамент проводит конкурсы на предоставление субсидий из бюджета г. Москвы – для оказания адресной помощи отдельным категориям граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации - семьям с инвалидами, детям-инвалидам. Общий объем финансирования по этому направлению составляет 91 млн. рублей.
Кроме этого, осуществляется финансирование работы общественной инспекции инвалидов с целью проведения экспертизы объектов городской инфраструктуры, поддержки изданий и пропаганды толерантного отношения к инвалидам, социальной интеграции в процесс трудовой деятельности.
Осуществляется субсидирование НКО – Департамент активно привлекает и коммерческие организации к оказанию – предоставление социальных услуг на дому остро нуждающимся, а также услуги по комплексной уборке квартир. Второе направление - это организации, которые предоставляют услуги соц. обслуживания в организациях стационарного социального обслуживания.
Советник руководителя Департамента культуры города Москвы Марина Лугачева сообщила о том, что НКО рассматриваются как важный ресурс социокультурного развития территории столицы в рамках культурной политики Москвы, элементами которой являются три направления - децентрализация, добрососедство и добровольчество. Одним из приоритетов правительства Москвы стало позиционирование столицы как города с развитой инфраструктурой досуговой сферы, особенно в нецентральных районах, так как сегодня всего 8% проводят досуг в пределах своего района. Главной задачей становится то, чтобы привлечь людей в НКО, которые располагаются по месту жительства. Сегодня около 30% всех государственных учреждений культуры, включая парки, библиотеки, культурные центры, театры ведут взаимодействие с НКО. В силу специфики деятельности наиболее активно взаимодействуют с НКО московские музеи, парки и библиотеки.
Что касается финансирования НКО, то наиболее важным инструментом является конкурс «Молодая Москва», который предусматривает выделении субсидий НКО на возмещение части затрат, связанных с реализацией программ в сфере молодежной политики в г. Москве. В 2014 году объем субсидирования составил 23,126 млн рублей. Конкурс проходит в два этапа: первый этап - заочный (участники привлекали средства в количестве, равном половине необходимой для реализации проекта суммы), и далее по факту привлечения первой половины средств Правительство Москвы дополняло один рубль НКО бюджетным рублем.
В экспертную комиссию по подведению итогов конкурса входили такие медийные персоны как Яна Чурикова, Алиса Гребенщикова и многие другие. Победители конкурса были заявлены в 5 номинациях – Образ жизни, Инновации и творчество, Свое дело, Социальные проекты и Культурное наследие. Вскоре будет объявлен конкурс на 2015 год.
Начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества Комитета общественных связей Ольга Илюхина проинформировала участников о том, что поддержка НКО в Москве осуществляет в рамках Закона г. Москвы №38, который предусматривает экономические и неэкономические методы поддержки. К неэкономическим инструментам относятся – организационная, информационная, методическая поддержка, поддержка по работе с кадрами НКО. Наиболее успешно эту работу проводит т.н. ресурсный центр НКО – его роль в Москве выполняет Московский дом общественных организаций.
Что касается финансовой поддержки, ее наиболее распространенной формой остаются субсидии. Они выделяются на конкурсной основе – очередной конкурс стартовал 17 февраля 2015 (прием заявок завершится 18 марта 2015 г.). По существующей практике после того, как проекты, получившие поддержку, реализованы, подводится итог эффективности, на основе чего пересматриваются критерии предоставления субсидий.
Ольга Илюхина обратила внимание на статью Александра Бречалова в газете «Коммерсант», в которой приводятся данные исследования некоммерческого сектора. Согласно исследованию, только 10% всех НКО, которые зарегистрированы в Минюсте, работают продуктивно. Ольга Илюхина сообщила также, что среди факторов низкой эффективности НКО не последнюю роль играет тот факт, что не всегда органы власти умеют выстраивать диалог с некоммерческим сектором. Однако основная причина низкой результативности НКО - неумение самостоятельно зарабатывать средства на реализацию программ. Относительно новые формы привлечения ресурсов - такие как краудсорсинг, тем не менее не могут покрыть всех потребностей НКО в средствах.
По словам Ольги Илюхиной, Минэкономразвития заявило о необходимости передачи ряда функций некоммерческому сектору - к 1 июля 2015 Министерство познакомит все регионы с финальным вариантом дорожной карты о доступе негосударственных организаций к оказанию государственных услуг. В результате НКО вступят в конкуренцию как с государственным сектором, так и с коммерческими структурами.
Член Комиссии Общественной платы Москвы по развитию предпринимательства Инесса Пученкова обратила внимание на то, что насущной потребностью для финансирования деятельности НКО остается закон о социальном предпринимательстве. Получение прибыли для социального предпринимателя является лишь способом обеспечения устойчивой деятельности. Если законопроект будет внесен, то у социального предпринимателя появится возможность обеспечения кредитования за счет банков.
В рамках круглого стола выступили представители НКО, которые озвучили такие проблемы, как нехватка помещений, высокая аренда, регулярные проверки. Существует проблема социальных отчислений для сотрудников НКО, так как зарплаты либо очень малы, либо отсутствуют – в результате это сказывается на объеме пенсионных начислений в будущем. Представители НКО подтвердили, что имеется очень серьезная проблема в привлечении финансовых ресурсов – многие сотрудники и руководители НКО используют собственные средства для осуществления общественно полезной деятельности, крауд-платформы не покрывают все насущные потребности НКО.
Президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения, к.пед.н. Александр Миндель предложил развивать деятельность НКО на муниципальном уровне – в Москве на уровне административных округов и управ. В каждом административном округе столичные центры социальной адаптации на подобии центра «Интеграция» могут иметь представителей из числа зарекомендовавших себя НКО. Такие сетевые структуры помогут наладить эффективное сотрудничество с НКО и главное – эффективно выполнять социальную функцию. Также Александр Миндель представил опыт некоторых регионов по внедрению социального сертификата на летний отдых, который позволяет учащимся воспользоваться услугами в том числе НКО – данный опыт предлагается применять и в Москве.
Директор АНО «Международная Школа Бизнеса МТПП» Елена Тимофеева проинформировала об опыте как получения субсидий, так и участия в госзаказе.
Вице-президент информационно-аналитического агентства «Клуб «Экология общественного сознания» Анатолий Шипилов проинформировал о том, что накануне круглого стола состоялся заочный опрос 28 экспертов из круга активно действующих НКО. 85% участников опроса - это руководители и представители руководства НКО, 15% - ведущие специалисты НКО.
На вопрос «На какие средства работает ваша НКО?» участники опроса сообщили следующее: средства от граждан – 38%, средства бизнеса - 38%, гранты – 35%, субсидии правительства России и Москвы – 35%, другие источники – 15% (собственные средства либо средства собственного бизнеса).
На вопрос «Есть ли опыт получения субсидий на организацию проекта от правительства Москвы?» ответы распределились следующим образом: «да» – 35%, «нет опыта, но слышал об этом от других НКО» – 38%, «нет ни опыта, ни знаний» – 27%.
На вопрос «В какой мере Вас устраивает существующая форма получения субсидий через конкурсы и тендеры?» участники ответили так: «все хорошо» – ни одного ответа, «в целом хорошо» – 15%, «многое или почти ничего не устраивает» – 35%, «затрудняюсь ответить» – 50%.
Среди факторов, которые конкретно не устраивают в существующей системе получения субсидий были названы: закрытость механизма принятия решений по объявлению победителя (50%), высокая степень субъективности в определении итогового решения конкурсной комиссии (42%), определяющая роль близости к людям, принимающим решения о субсидии (38%), наличие определенной благодарности, гарантирующей победу в конкурсе (23%), бесперспективность оспаривания решения конкурсной комиссии (27%), большой пакет документов (8%). Анатолий Шипилов подчеркнул, что согласно результатам опроса существующая система нерациональна, не решает проблем.
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым изменить систему распределения субсидий НКО через систему конкурсов и тендеров» участники отметили «да» в 58% случаев, «нет, не надо менять» – ни одного ответа, «может быть, и надо» - в 31% случаев, «затрудняюсь ответить» в 11% случаев.
На вопрос «В чем заключаются элементы совершенствования системы?» респонденты ответили следующим образом: «обеспечить максимальную открытость в принятии решений» - 69%, «исключить коррупцию за получение субсидий» – 54%, «свести к минимуму субъективность в определении итогового решения» – 50%, «распределять субсидии через экспертную комиссию без конкурса и тендера» – 42%, «упростить пакет документов» – 39%, «устанавливать реальные сроки для подготовки предложений на конкурс» – 19%.
На вопрос «Какое преимущество имеет порядок распределения субсидий без конкурса/ тендера, но через конкурсную комиссию?» респонденты отметили, что «упростится сама процедура, уменьшится формализм» (58%), «акцент переместится формальной на содержательную составляющую предложения» (46%), «сведется к минимуму коррупционная составляющая» (31%).
Автор инновационного проекта «Дивеево», руководитель РООИ «Алые паруса» Сергей Михайлов отметил, что важно проанализировать опыт зарубежных стран - в частности, в США и странах ЕС выделяются следующие виды финансирования деятельности НКО: операционные субсидии, государственные кредиты, государственные кредитные гарантии, налоговые скидки и освобождение от уплаты налогов.
В рамках дискусии высказались и другие участники круглого стола. По результатам мероприятия будет подготовлена резолюция.