13 сентября Комитет по корпоративной социальной ответственности (КСО) МТПП выступил с инициативой по внедрению программ КСО на предприятиях малого и среднего бизнеса (МСП). Данная инициатива обусловлена ожидающимися изменением федерального законодательства и предполагает на базе бизнес школы МТПП запуск образовательного проекта «Социальная ответственность - новая практика ведения бизнеса». Цель проекта: популяризация социальной ответственности в бизнес среде, практическое применение инструментов социальной ответственности для развития бизнеса и деловой репутации.
Проект предполагает не только обучение, но и организацию взаимодействия бизнеса с социальным сектором внутри своей компании, либо аттестованными проектами реестра НКО на базе Комитета по КСО МТПП. Компании, успешно прошедшие все этапы проекта, будут внесены в Реестр ответственных поставщиков МТПП.
По словам Ришида Исмаилова, руководителя группы по экологии Экспертного совета при правительстве РФ, законопроект «О публичной нефинансовой отчетности» будет рассмотрен Госдумой РФ уже этой осенью и с 2019 года и вступит в силу. Если раньше законодательство предписывало обязательное ведение социально ответственного бизнеса исключительно крупным корпорациям, то после принятия нового закона социальные проекты обязаны будут реализовывать (и отчитываться о реализации перед государством) абсолютно все предприниматели. «Принятие закона потребует от МСП разработки дополнительных внутрикорпоративных документов и правил, - отметил Рашид Исмаилов. - Социальная ответственность бизнеса перестанет быть делом добровольным, как сейчас, а станет обязательной».
Согласно законопроекту после подачи нефинансового отчета и прохождения экспертного аудита, предприятия будут попадать в Реестр ответственных поставщиков, с которым все предприниматели должны будут сверяться при выборе партнеров, заключении сделок, контрактов и договоров. «Если сравнить бизнес с человеком, то формирование цепочки ответственных поставщиков будет строиться согласно всем известной пословице «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты», - уверена Татьяна Шлюндина, ответственный секретарь Комитета по КСО МТПП. - И в этой ситуации Московская торгово-промышленная палата как общественная организация, объединяющая предпринимателей, может стать для малых и средних предприятий проводником в мир социально ответственного бизнеса, площадкой, на которой крупные корпорации могли бы делиться с МСП своим опытом».
В программе внедрения корпоративной социальной ответственности для МСП, которую разработал Комитет по КСО: обучение (передача опыта), выбор стратегии и проекта, реализация проекта на предприятии и контроль со стороны МТПП, создание нефинансового отчета и оценка отчета экспертами МТПП, и, наконец, получение сертификата «ответственного поставщика» и внесение компании в реестр. Выглядит сложно, но как отметила председатель Комитета по КСО Анна Золоторевская, МСП уже имеет частичный опыт социальной ответственности в рамках благотворительности.
На самом деле, многие МСП уже давно занимаются социально ответственным бизнесом, сами о том не подозревая. Показатели социальной ответственности - управленческие, социальные, экологические - для разных компаний могут быть разными. И если для промышленного холдинга проект по экологической безопасности - это строительство установок возобновляемых источников энергии (ВИЭ), то для малого предприятия - это просто правильная утилизация батареек или раздельный сбор отходов. Так же и с социальными проектами: для одних - это организация отдыха на море сотен детей из детских домов, для других, например, маленькой пекарни, - мастер-класс по изготовлению булочек, направленный на профориентацию нескольких ребят-сирот. «Кстати, социализация сирот через небольшие проекты по их обучению новым навыкам и умениям, проходит ничуть не хуже, а порой и лучше, чем через организацию больших праздников с дорогими подарками», - подчеркнула Анна Виноградова, директор по развитию фонда «Отказники в помощь детям-сиротам».
Сегодня все идет к тому, что история социальной ответственности того или иного предприятия становится такой же характеристикой бизнеса как, например, его кредитная история, отметила Евгения Чистова руководитель направления КСО ПАО «Вымпелком», стратегический партнёр Комитета по КСО МТПП. Кроме того, КСО - дополнительный и очень весомый аргумент для входа в пул поставщиков крупных корпораций. В этой ситуации поддержка, предлагаемая МТПП своим действующим и потенциальным членам - бесценна. Тем более, что она направлена не только на обучение, но и на существенное сокращение времени и сил на прохождение бюрократических процедур по составлению отчетности и попаданию в реестр ответственных поставщиков. «Закон об МТПП позволяет нам создавать и самостоятельно вести различные реестры, - подчеркнул старший вице-президент МТПП Юрий Шарандин. - Ждем официального внесения инициативы Комитета по КСО на рассмотрение руководства МТПП и начинаем работать!».
Мероприятие организовано при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.