В Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол «Формирование инклюзии в обществе. Интеграция людей с инвалидностью в общество».
Мероприятие было организовано Комитетом МТПП по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ совместно с Экспертным советом по ОВЗ при Комитете.
В большом конференц-зале МТПП собрались люди, для которых вопросы интеграции детей и людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью являются хорошо известными: на заседание пришли родители особенных детей, учителя, психологи, работающие с такими ребятами, а также люди, имеющие проблемы со здоровьем, но достигшие успехов в жизни, несмотря на неблагоприятные диагнозы.
Директор Благотворительного фонда поддержки инвалидов с детским церебральным параличом и черепно-мозговой травмой «Жизнь с ДЦП», главный редактор журнала «Жизнь с ДЦП», руководитель Экспертного Совета по ОВЗ при Комитете Людмила Соловьева подчеркнула, что обсуждаемая тема – очень сложная и многогранная и детям с инвалидностью не хватает специалистов-тьюторов и сопровождающих лиц для качественного обучения. Она сообщила, что от родителей детей с ОВЗ в Экспертный совет поступили запросы, которые были проработаны. Для особенных детей очень важен индивидуальный подход, который должен регламентироваться нормативными документами. Их принятие будет способствовать налаживанию контакта и взаимодействия между учителями, тьюторами и родителями. Родители часто сталкиваются с личным, не всегда корректным и грамотным, отношением сотрудников образовательных учреждений, которое влияет и на состояние детей с инвалидностью и на сам образовательный процесс и на возможный буллинг в классе. Людмила Соловьева рассказала, что Экспертный совет по ОВЗ готовит предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу.
Консультант по реабилитации Общественного совета детей-инвалидов ОСРДИ, участник Экспертного Совета по ОВЗ при Комитете Юлия Бердник обрисовала общую картину с инклюзивным образованием в школах Москвы. Юлия сама является мамой ребенка с ДЦП, который проходит обучение в общеобразовательной школе столицы. Сейчас в Москве более 50 тысяч детей имеют ОВЗ, из них порядка 30 тысяч обучаются в школах. Для того, чтобы ребенок получал образование в школе, необходимо заключение психолого-медицинской комиссии (ПМПК). Именно в этом документе должно быть определено, по какой программе ребенок должен обучаться, в каких коррекционных мероприятиях он нуждается, нужен ли ему тьютор или ассистент.
Продолжила тему эксперт Общественного совета детей-инвалидов ОСРДИ, педагог и мама особенного ребёнка Ольга Приходько. Спикер отметила, что она погружена в тему в двух сторон – как представитель системы образования и как родитель. Она отметила, что в Москве многое делается для внедрения инклюзии в образовательный процесс. Однако в этом вопросе еще есть очень много проблем. С одной стороны – создана нормативная база, разработан 138-страничный стандарт по созданию специализированных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Создан реестр утвержденных примерных адаптированных программ. Однако, пока вся эта система в полной мере не работает. «Я слышу всеобщий родительский стон», - заявила спикер. По её мнению, необходима индивидуальная работа с каждым ребенком, ведь он действительно особенный, нужны специалисты для проведения грамотной психолого-педагогической коррекционной работы.
Интересный вариант решения проблемы представила преподаватель начального образования, специалист по организации инклюзивного образования детей с расстройством ментального спектра (РАС) Виктория Пенькова. Она является автором адаптивного учебного материала по основным предметам с 1 по 5 класс, который она разработала для своего сына. Ребенок учится в общеобразовательной школе и ему было трудно воспринимать материал в обычной форме, в силу особенностей развития. Виктория Пенькова отметила, что учебный материал, который она готовила, содержит много иллюстраций, позволяющих в понятной и доступной форме усвоить материал программы, зачастую вообще не прибегая к учебникам. Она рассказала, что подготовленные ею пособия заинтересовали и обычных детей, а учителя, особенно истории и естествознания, также дали высокую оценку наглядности, которая позволяет усвоить учебную программу в игровой форме.
На заседании выступили представители ряда учебных заведений столицы, которые обучают детей с ОВЗ различной нозологии (ГБОУ Реабилитационно-образовательный центр № 76, ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы», ГБПОУ «Колледж малого бизнеса №4»). Они поделились своим опытом работы и пригласили родителей особенных детей обращаться к ним.
Еще одно важное направление социализации детей с инвалидностью – занятия спортом. На круглом столе выступила Ирина Мишурова, трехкратный бронзовый призер чемпионата мира по фехтованию на колясках, член паралимпийской сборной России. Она особо подчеркнула, что занятия спортом играют огромную роль в социализации, позволяют чувствовать себя успешным и достигать целей. А основатель клуба по спидкубингу Максим Чечнев рассказал о клубе, в котором рядом занимаются как дети с ОВЗ, так и обычные ребята. Он привел пример успеха подростка со сложной формой ДЦП, который показывает прекрасные результаты даже для человека без особенностей здоровья.
Координатор отдела инклюзивного образования Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Мария Назукина поделилась опытом проведения в различных регионах страны «Уроков доброты», на которых ученики получают информацию, необходимую для понимания инвалидности. Важно, что эти уроки ведут люди с ОВЗ. После этих уроков школьники перестают бояться инвалидности, понимают, что это такое, принимают в игру своих особых одноклассников.
Детям с особенностями доступно и творчество, оно позволяет не только социализироваться, найти единомышленников, друзей, но и раскрыть все способности человека. На заседании Татьяна Чистякова рассказала о проекте «Театральная перспектива», в котором принимают участие как профессиональные артисты, так и ребята с ОВЗ. «Каждый спектакль – это праздник творчества и инклюзии», - подчеркнула Татьяна.
Журналист, фотограф, графический дизайнер Мария Хробостова представила семейную гончарную мастерскую, в которой работают она и её дочь, имеющая особенности развития. У себя в мастерской мама и дочка изготавливают керамику, валяют уникальные изделия, расписывают платки в стиле «батик».
Председатель Комитета МТПП по развитию устойчивых транспортных систем Сергей Лобарев рассказал участникам о развитии инклюзивного туризма в нашей стране. Также он отметил, что итогом мероприятия должен стать документ, в который могут войти конкретные предложения и законодательные инициативы. Со своей стороны, он пообещал довести его до сведения Комитета Государственной Думы по социальной политике и делам ветеранов, с которым он поддерживает тесную связь.
Подводя итог мероприятию, заместитель председателя Комитета МТПП по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ Виктория Владимирова отметила, что «на круглом столе невозможно принять какие-то решения, но обсудить вопрос, представить разные точки зрения, получить полезную информацию – это тоже очень важно и полезно».
Поскольку обсуждаемая тема – многогранна и сложна, было решено к ней вернуться в рамках заседания Комитета по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ..
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы