Перспективы развития рекреационных возможностей столицы и Подмосковья обсуждались 8 декабря в рамках круглого стола «Развитие инвестиционного потенциала Московского региона в сфере туризма и гостиничного бизнеса», организованного торгово-промышленными палатами Москвы и Московской области.
Открывая круглый стол, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян отметил, что Москва и Московская область не могут рассматриваться отдельно друг от друга в плане развития туристической инфраструктуры, особенно в условиях современного российского тренда – растущего интереса к внутреннему туризму.
Один из проектов развития туристической инфраструктуры в Подмосковье – туристско-рекреационный кластер «Русская Палестина» – представил заместитель министра культуры Московской области Георгий Мохов. Он сообщил, что для развития кластера уже привлечено 6,5 млрд. рублей в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», а также за счет средств частных инвесторов, областного и муниципального бюджетов. Кластер включает в себя два ключевых объекта – музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» и Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Новое здание музея находится на площади 4,28 гектара в непосредственной близости от монастыря, который был построен в XVII веке и взорван в 1941 году фашистами (реставрация монастыря завершится в 2016 году). Новое здание музея отвечает всем нормативам и стандартам современной выставочной площадки, и может использоваться в том числе для проведения конгрессных мероприятий. В рамках развития кластера предполагаются строительство пятизвездочного отеля, конно-спортивного клуба, рекреационного комплекса в деревне Никулино, тематического парка, сети отелей-шале, прокладка пешего маршрута «Тропа паломников».
Заместитель министра культуры Московской области оценил потенциал кластера как достаточно высокий: предполагается, что к 2018 году объем туристического потока в Московской области увеличится до 15 миллионов человек (на 4,6 миллиона больше, чем сейчас), а приток туристов в зону кластера повысится на 700 тысяч человек и достигнет миллиона посетителей. Еще в 2014 году был отмечен рост посещаемости Нового Иерусалима на 35%.
Как отметил Георгий Мохов, в результате реализации проекта ожидается серьезный мультипликативный эффект, так как импульс к развитию получат сразу несколько отраслей, в том числе на прилегающих к кластеру территориях. Правительство Московской области приглашает заинтересованных инвесторов к активному участию в этом проекте государственно-частного партнерства.
Председатель Комитета МТПП по туризму и гостиничному бизнесу Сергей Абрамов представил опыт организации инвестиционного гостиничного бизнеса. Он отметил, что многие отели открываются по франшизе – около трети мировых гостиниц работают по системе франчайзинга. При этом принципиальным является соблюдение высоких стандартов сервиса. Однако, эффективная система бронирования и централизованных закупок в рамках франчайзинга позволяет в достаточно короткие сроки достичь перехода туристического бизнеса в прибыльную зону. Он представил и другие формы эффективного управления отелями.
Развивая тему, Сурен Варданян подчеркнул, что, помимо развития высококлассных отелей, важны и инвестиции в систему гостиниц эконом-класса. Однако, по словам Георгия Мохова, инвесторы пока не спешат вкладывать средства в этот сегмент, так как вложения не несут высокой отдачи. Кроме того, те, кто предпочитают выезжать в Подмосковье, ищут возможности именно для рекреационного (оздоровительного) отдыха.
В рамках дискуссии вице-президент ТПП Московской области Вадим Винокуров отметил, что развитию рекреационного потенциала в Московской области препятствует то, что земли региона имеют различные виды разрешенного использования. По мнению Сурена Варданяна, для развития проектов и привлечения инвестиций важно учитывать возможности земельных залоговых фондов.
Директор по продажам в России и СНГ Elan Inventa Силвестер Шток рассказал о важности развития спортивной инфраструктуры в регионе, что стимулирует приток туристов. При этом можно использовать новые разработки, позволяющие оперативно трансформировать спортивные объекты для использования, например, в конгрессно-выставочных целях или для проведения культурных мероприятий. Он привел пример арены в шведском городе Мальме, которая была трансформирована именно таким образом, что сделало возможным даже проведение на ней в 2013 году конкурса «Евровидение».
Председатель Союза журналистов Подмосковья Наталья Чернышова призвала участников обратить внимание на участие СМИ в продвижении бренда региона. Наталья Чернышова призвала бизнес-сообщество активнее работать со СМИ в области продвижения туристических проектов.
В рамках круглого стола были представлены различные проекты развития инфраструктурного потенциала Московского региона – загородный эко-отель «Лепота» в Талдомском районе, проекты «Светлые горы», «Грин таун» и другие. Серия совместных мероприятий торгово-промышленных палат Москвы и Московской области продолжится.