25 апреля на площадке Московской торгово-промышленной палаты в рамках заседания Комитета по развитию устойчивых транспортных систем состоялся круглый стол на тему: «Особенности инвестирования в автотуризм и придорожный сервис в России. Обсуждение перспектив ФЦП по туризму на 2019 – 2025 годы».
Как отметил председатель Комитета Сергей Лобарев, это не первое обсуждение вопроса в стенах Палаты. Сейчас идет разработка концепции новой Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы». Пока никакого обсуждения с общественностью, и тем более с бизнесом эта концепция не проходила. На данный момент в ней автотуризму уделена всего одна строка. А это означает, что системные проблемы этого сектора не будут решены.
Сейчас в России в частном владении находится 46 млн автомобилей. И автотуризм является наиболее демократичным способом путешествия. Россияне любят путешествовать, тем более, что в России есть что посмотреть: только памятников, охраняемых ЮНЕСКО, у нас 28; есть огромное количество исторических, культурных памятников, уникальные природные ландшафты. Однако сейчас туристы, путешествующие на автомобиле, могут считать такой вид передвижения экстремальным: помимо плохого качества дорог, отмечается практически полное отсутствие придорожных сервисов. По словам Сергея Лобарева, бизнес сейчас недостаточно информирован о потенциальной привлекательности развития данной отрасли. По его словам, для привлечения частных инвестиций, необходимы четкие «правила игры» на данном поле. Одним из предложений круглого стола стало создание общественной организации, на базе которой можно было бы объединить все заинтересованные стороны в целях увеличения массовости автотуризма.
Как отметил путешественник с многолетним стажем Павел Садчиков, в стране 87 вузов готовят кадры для туризма, но ни в одном из них нет (даже факультативного) предмета «автотуризм».
Выступивший на заседании сенатор от Ленинградской области, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин рассказал о тех новшествах, которые предполагается внести в ФЦП. В первую очередь это ориентация на создание туристических кластеров, во-вторых финансирование государством подключения их к различным сетям, и наконец, введение режима льготного налогообложения. Докладчик отметил, что Федеральная программа ориентирована в большей степени на крупный бизнес.
Между тем во всем мире именно МСБ обеспечивает придорожный сервис и сейчас в некоторых регионах России люди на свой страх и риск открывают кафе, закусочные, небольшие гостиницы, рассчитанные как раз на автопутешественников. Но они сталкиваются с огромным количеством проблем, в том числе связанных с оформлением документов.
Как отметил начальник Управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Евгений Куделя, для того, чтобы попасть в Федеральную целевую программу, необходимо выполнить ряд обязательных условий, в том числе оформить проектно-счетную документацию, иметь на руках заключение экспертизы. Не лишней будет и поддержка главы того региона, в котором планируется возводить объект. На заседании отмечалось, что автотуризм как бизнес достаточно низкодоходный. Например, когда государство выделяет средства всего под 2 процента годовых на покупку круизного лайнера, оно понимает, что корабль окупится только через 25 лет. А найти инвестора на «долгоиграющий проект» сейчас очень трудно. Что касается налоговых преференций, то их предоставление означает потери регионального бюджета, а это, в свою очередь, не очень радует местные власти. Прибыль же от гостиниц, кафе и иных объектов придорожного сервиса не очень велика.
Участники пришли к выводу о необходимости регулирования этой отрасли для её дальнейшего развития. Учитывая её социальную значимость (самый демократичный способ путешествия) и положительный воспитательный эффект (человек, путешествующий по своей стране и изучающий её историю, поневоле проникается гордостью за неё), значительная роль в процессе регулирования принадлежит государству. И речь идет не только о финансовых вливаниях (которые так же не будут лишними), но и о создании условий и понятных правил игры для участия малого и среднего бизнеса в развитии этой сферы туризма.
По итогам круглого стола будет принята и опубликована на сайте МТПП резолюция.
Мероприятие организовано при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города.