15 января в Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол «Блогер как профессия: ответственность, этика и социальное воздействие», организованный Гильдией устойчивого развития при МТПП.
Как напомнила председатель Гильдии Анна Золоторевская, это не первая встреча, на которую приглашаются блогеры, освещающие самые разные темы. При Гильдии создан Центр ответственного блогинга, разработан Этический кодекс блогера, который уже подписали ряд представителей этого вида деятельности. Основная работа Центра, по словам руководителя общественной структуры, направлена на выявление актуальных проблем и донесение позиции блогеров до властей, в том числе через подготовку законодательных инициатив. «Вы все являетесь лидерами общественного мнения и очень важно, чтобы блогеры отвечали за свой контент, чтобы он был этичным и честным», - подчеркнула Анна Золоторевская.
Сейчас разрабатывается закон о блогерах и у сообщества есть возможность в том числе через МТПП, через Гильдию вносить свои предложения по ряду важнейших вопросов.
Блогеры озабочены «закручиванием гаек» - введением маркировки рекламы, дополнительного налога и т.д. Все участники заседания отмечали, что они давно зарегистрировали ИП, оформляют документы для заключения рекламных договоров, а не получают деньги на карту или наличными.
При этом в обществе (во многом благодаря подробно освещавшимся в СМИ громким делам, связанным с неуплатой налогов крупными блогерами) сформировался определенный стереотип, о котором рассказала руководитель Департамента по этическим стандартам медиаконтента и продвижению в цифровом пространстве Центра ответственного блогинга, «первый блогер с подтвержденной репутацией, общественный деятель, телеведущая, руководитель комитета «Автоледи России» и многодетная мама Екатерина Величкина: «Мы столкнулись с тем, что на медиарынке к блогерам относятся не как к создателям культурного кода, поднимающим важнейшие проблемы этики и морали, а как к людям, просто делающим красивую картинку – неважно, где и за сколько».
Рассказывая о задачах, которые ставят перед собой организаторы мероприятия, спикер подчеркнула: «Мы стремимся создать по-настоящему дружественную атмосферу, в которой будем поднимать важные вопросы. Это не будут просто красивые слова; речь пойдет о конкретных действиях и делах. Мы хотим двигаться вперед, осознавая, что в нашем законодательстве существуют определенные пробелы. Блогер — это человек, который способен объединять медиапространство и людей, стимулируя обсуждение и совместные усилия по решению актуальных проблем».
Пока что такой профессии, специальности как «блогер» законодательно не существует. Однако, сейчас идёт общественная дискуссия на эту тему, предлагается внести в перечень ОКВЭД новые виды деятельности, связанные именно с социальными медиа. Пока что даже в среде профессионалов нет общего мнения, как они должны быть сформулированы. Со временем, когда профессия блогера будет закреплена в нормативных документах, возникнет необходимость в профессиональных стандартах. О методологии их разработки участникам кратко рассказала заместитель председателя Гильдии устойчивого развития при МТПП Ирина Линник. При этом эксперт особо отметила, что профстандарты – это не ограничитель, а список навыков, которыми должен обладать специалист данной профессии.
Идею работы по формированию предложений об урегулировании сферы блогинга на площадке МТПП поддержала маркетолог, основатель агентства 26 AGENCY Людмила Калинина, отметив при этом, что эту сферу необходимо рассматривать как социально ответственный бизнес со всеми требованию к нему, – «это включает прозрачность, честность, открытость, качество контента, взаимодействие и уважение к нашей аудитории».
Эксперт подчеркнула: «сегодня мы наблюдаем новшества, такие как введение маркировки рекламы лицензирование образовательных онлайн-курсов и так далее. Площадка МТПП и Кодекс этики для блогеров, который вы активно продвигаете, могут сыграть важную роль в этом процессе. Давайте объединим усилия, основываясь на этих принципах, и будем вести свои блоги этично, прозрачно и качественно, обеспечивая доверие нашей аудитории».
На встрече выступили блогеры, освещающие совершенно разные темы. Они поднимали такие важные вопросы как лицензирование образовательных онлайн-программ, продвижение семейных ценностей через блогинг, изменение негативного образа многодетных семей в умах обывателей, разработка специальных требований к блогам, связанным с темой медицины. Была поднята еще одна важная тема: для того, чтобы на законных основаниях размещать в своих блогах рекламу, необходимо зарегистрировать ИП. Но при этом многодетные мамы-блогеры, в том числе имеющие детей-инвалидов, лишаются выплат на детей.
Для анализа проблем и выработки конструктивных предложений в рамках Центра ответственного блогинга создаются рабочие группы, на площадке которых будет проходить диалог. Как подчеркнула Анна Золоторевская, такой формат работы позволит не ограничиться только обсуждениями, а выработать конкретные рекомендации в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы