20 сентября Гильдия логистических операторов МТПП совместно с IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) провели семинар «Цифровые технологии в грузовых авиаперевозках». Участники дискуссии обсудили изменения в работе, которые ожидают отрасль после перехода на безбумажный документооборот.
Как пояснила представитель Минтранса РФ Екатерина Сухарникова, внедрение единой национальной электронной накладной стало возможно после недавнего присоединения России к Монреальской конвенции, которая регламентирует международные авиационные пассажирские и грузоперевозки. «Электронная форма грузовой накладной наконец создана и сейчас проходит регистрацию в Министерстве юстиции», - заявила Екатерина Сухарникова.
Между тем, по словам руководителя грузового департамента IATA Глина Хьюза, сегодня уже порядка 56% всех грузовых авиаперевозок в мире осуществляется по электронным накладным. «В условиях, когда объемы грузоперевозок последние несколько лет стабильно растут - в среднем на 9% ежегодно - Россия не должна отставать, необходимо как можно скорее перейти на безбумажные технологии», - отметил Глин Хьюз.
Было бы неправильным сказать, что до сих пор российские авиаперевозчики не предпринимали попыток внедрения цифровых технологий в своей работе. Напротив, отдельные авиакомпании разработали и используют на своих рейсах собственные электронные накладные. Так, у Аэрофлота этот проект называется «Смарт Карго». «Учитывая, что Аэрофлот оформляет более миллиона накладных в год, переход на безбумажный документооборот нам просто жизненно необходим», - подчеркнул Олег Королев, директор департамента грузовых перевозок Аэрофлота.
О положительном опыте работы с электронными накладами рассказал и Дмитрий Саличев, представитель авиакомпании Emirates, которая успешно применяет собственную электронную систему грузоперевозок SkyCargo. «Ровно год назад мы провели полностью безбумажный рейс, отправили самим себе собственный груз на собственном самолете, - рассказал Дмитрий Саличев. - К сожалению, этот рейс состоялся только потому, что никаких других компаний, кроме Emirates, в нем не участвовало».
Именно потому, что в грузоперевозках задействовано сразу несколько фигурантов - авиакомпания, получатели и отправители грузов, таможня, наземные службы аэропорта и другие - попытки внедрения электронного документооборота пока выглядят как «слаженная» работа лебедя, рака и щуки из известной басни. «Введение единой национальной электронной накладной существенно поможет всем участником процесса, - подчеркнул представитель Аэрофлота Олег Королев. - Мы точно перейдем на нее как можно скорее».
Надо отметить, что из всех служб, участвующих в грузоперевозках на авиатранспорте, сегодня лишь таможня частично готова к переходу на цифровые технологии. «Мы тоже хотим уйти от бумаги и готовы запрашивать у грузоперевозчиков электронный, а не бумажный пакет документов, - рассказал Максим Степин, представитель таможни аэропорта Домодедово. - Мы уже используем в работе электронные накладные и уверены, что единый формат этого документа, разработанный в Минтрансе, ускорит и упростит нашу работу».
По словам эксперта, переход на электронный документооборот может сократить время прохождения таможенного контроля с 4 до месяцев до... 4 часов! Однако, как отметил Максим Степин, в цепочке партнеров есть структуры, которые совершенно не готовы отказаться от бумажных накладных: «Это и пограничники, и санэпидемнадзор и сельхознадзор и многие другие... Пройдет еще как минимум лет 12, прежде чем все службы смогут интегрироваться в процесс работы с цифровыми технологиями». Пока же, как подчеркнул директор Международного логистического клуба Геннадий Зубаков, «необходимость ставить синий штамп на бумаги о прибытии и убытии груза, дискредитирует всю систему цифровизации в грузовых авиаперевозках».
Председатель Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина отметила, что гильдия занимается этой проблемой вот уже 15 лет - почти столько же, сколько Россия не могла ратифицировать Монреальскую конвенцию и стать полноправным участником процесса международных авиаперевозок. В течение всего этого времени на площадках МТПП встречались и общались представители транспортных компаний, грузовладельцев, складов и других организаций, заинтересованных в усовершенствовании работы по грузоперевозкам. «Сегодня, когда единая электронная накладная вот-вот начнет применяться повсеместно, и мы видим, сколько еще вопросов нам предстоит решить - мы приглашаем всех вас к новым встречам и продуктивному взаимодействию!», - резюмировала Светлана Домнина.
Мероприятие организовано при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.