25 января в Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол, посвященный вопросам развития автомобильного туризма.
Мероприятие прошло в рамках заседания Комитета по вопросам развития устойчивых транспортных систем. Как отметил, открывая заседание, руководитель Комитета, председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей Лобарев, автомобильный туризм является одним из перспективных направлений развития, в первую очередь, туризма внутреннего. Между тем, пока что эта сфера развивается очень медленно, и наша страна сильно отстает в этом плане от Европы. Какие проблемы тормозят её развитие? Какие шаги нужно предпринять для того, чтобы автопутешественникам было удобно и комфортно передвигаться по стране? На все эти вопросы участники пытались ответить в ходе круглого стола.
Автотуризм как сфера бизнеса может быть очень прибыльным. Например, в Европе караванинг (вид автомобильного туризма, когда путешественники живут или в автоприцепах, или в автодомах) приносит 37 млрд евро годового дохода. В последнее время этот вид отдыха за рубежом переживает небывалый подъем: его предпочитают до четверти всех отдыхающих европейцев, в мире каждый год регистрируется 500 тысяч единиц такой техники (ежегодный прирост составляет до 15 процентов).
Основными составляющими автотуризма являются точки притяжения (культурные объекты, памятники архитектуры, заповедники, природные парки и т.д.), техника для путешествия (кемперы, автодома, прицепы, автомобили, мотоциклы), инфраструктура (заправки, мотели, станции техобслуживания, кемпинги), информация (люди должны заинтересоваться маршрутом и точкой притяжения), и безопасность на всем маршруте.
Как отметил вице-президент МОО «Лига Караванеров» Вадим Дашук, автомобильный туризм – это совершенно особый вид путешествия, отличительными чертами которого являются полная свобода и независимость от гостиниц, путевок, расписания транспорта. При этом, если в Европе стоянки для кемперов расположены практически на любой трассе через каждые 50 км, то у нас ситуация совершенно иная. На данный момент на всю Россию имеется лишь четыре настоящих кемпинга. А поскольку в требованиях ФИФА к инфраструктуре, необходимой для проведения Чемпионата мира по футболу, ничего про кемпинги не сказано, то и решения об их создании в связи с проведением Мундиаля принято не было.
Несмотря на потенциальную прибыльность этого вида бизнеса, существуют объективные проблемы: прежде всего, как отмечали практически все участники заседания, это отсутствие законодательной базы, в том числе стандартов на обустройство кемпинга, либо временной стоянки для автодомов. Поэтому предприниматели не знают, какие требования им необходимо выполнить. Большие сложности с оформлением земли под стоянку. Одним из очевидных решений может быть обустройство стоянки со всей необходимой инфраструктурой на территории, прилегающей к уже существующим автозаправочным комплексам. Однако, при переговорах основные проблемы связаны с прирезанием земельного участка и его оформлением.
Как сообщила заместитель начальника Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Татьяна Меньшикова, создана рабочая группа по обеспечению развития системы объектов туриндустрии, в рамках которой все поставленные вопросы можно решать. Докладчик предложила руководству Комитета МТПП внести предложения по включению в группу своих представителей. Как заявила Татьяна Меньшикова, ведомство обращалось к руководителям регионов с просьбой представить свои предложения по созданию автотуристских кластеров. Поступило крайне мало содержательных ответов и в результате таких АТК создано пока всего 7 на всю Россию. «Инициаторами создания маршрутов и инфраструктуры для автотуризма должны все же выступать регионы, - отметила представитель Ростуризма, - но мы открыты для предложений и готовы вступать в диалог со всеми заинтересованными организациями».
Отдельной и еще более незащищенной категорией автотуристов являются мотоциклисты. Как отметил в своем сообщении координатор программы «Motocitizen» Павел Сосков, если что-то случилось в дороге с автомобилем, то у пассажиров хотя бы есть крыша над головой. Мотоциклист лишен даже такого убежища. Зачастую на стоянках нет даже навесов для мототехники. «Для европейцев проехать по России гораздо страшнее, чем пересечь Афганистан», - заявил представитель мотосообщества. Качество покрытия и топлива, отсутствие техподдержки и инфраструктуры – вот основные проблемы, с которыми они сталкиваются на наших дорогах. Даже при проведении таких массовых мотопробегов как «Волна памяти», колонну не сопровождает машина техподдержки.
Руководитель «МОТО Москва» Андрей Иванов обратил внимание собравшихся на то, что на мотоциклах передвигаются зачастую малообеспеченные граждане, в том числе молодежь и студенты. Поэтому хорошо бы перенять европейскую практику и снизить стоимость платного проезда по федеральным трассам для мотоциклов.
Подводя итоги заседания, Сергей Лобарев отметил, что все предложения, прозвучавшие на заседании, войдут в резолюцию круглого стола. От Комитета будут направлены предложения в Ростуризм и иные заинтересованные ведомства.