23 июня Комитет МТПП по труду и социальной политике провёл вебинар на тему: «Система управления охраной труда. Зачем она нужна контрольно-надзорным органам?»
Председатель Комитета МТПП по труду и социальной политике Ирина Жуковская во вступительном слове напомнила, что охрана труда – это «неотъемлемая часть документов кадрового производства. И не понимать риски в области охраны труда не может ни руководитель, ни специалист по кадрам». Затем она передала слово генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью Центр аудита и охраны труда «Лидер» Максиму Жуковскому, который рассказал о темах, которые предложены для изучения на вебинаре. Начиная с того, что же вообще такое система управления охраной труда, что проверяют надзорные органы, что является основным пунктом в систему управления охраной труда и «для чего вообще всё это заведено».
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. «Основная моя задача и обязанность моя и организации, которую я представляю, это сокращение рисков работодателя при проверках надзорных органов. Причём не важно, плавая это проверка или нет. Задача – максимально защитить работодателя». Он посетовал, что нередко у нас ошибочно считается, что система управления охраной труда должна разрабатываться только на крупных предприятиях. Однако, требования едины для всех – трудовое законодательство не разделяет микробизнес и крупный. Основные пункты, которые подлежать проверке и исполнению со стороны работодателя едины для всех – неважно это салон красоты или металлургический комбинат. И требования к квалификации специалистов области охраны труда тоже довольно жёсткие – 6-7-й уровень квалификации.
На вебинаре были разобраны различные ситуации, на основании которых были сформулированы методические рекомендации как анализировать работу системы охраны труда и за что привлекать работодателя при наступлении несчастного случая. «Очень плохо, когда за всё отвечает руководитель организации. Ещё хуже, если в том числе он отвечает и за охрану труда. Потому что штраф немаленький – это раз. Если руководитель ответственен за охрану труда и произошёл несчастный случай, санкции будут очень жёсткие. И из-за таких санкций меняется отношение к охране труда. И инспекция уже смотрит глубже», - напомнил Максим Жуковский.
В рамках мероприятия подробно рассмотрели процесс создания системы управления охраной труда и обсудили изменения в законодательстве об охране труда с января 2018 года. Изучили дополнительные требования в связи с распространением коронавирусной инфекции. Заем спикер рассказал о процедуре управления профессиональными рисками.
«У нас появилось новое понятие «профессиональный риск». Рискоориентированный подход к проверкам, то есть инспекция проверяет риски, а мы, как работодатели, должны этими рисками управлять, устранять и доказать инспектору, что мы максимально все риски выявили и управляем ими. То есть знаем, где что может произойти, какая вероятность наступления риска, как мы можем этого риска избежать и что мы, как минимум, проинструктировали работника о наступлении этого риска. И самое главное – мы устранили все риски, которые можно устранить», - пояснил Максим Жуковский. Он подробно объяснил, как рассчитать профессиональные риски и как ими управлять.
Слушатели узнали о планировании улучшений функционирования системой управления охраной труда (СУОТ), о том, как руководителю правильно реагировать на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания. Уделили внимание контролю функционирования и управлению документами СУОТ, а также мониторингу реализации процедур.
«Не исполнять эти требования мы не можем. Потому что это федеральное законодательство, это постановления и указы. Мы на всех площадках бьёмся и говорим, что многие требования к организациям избыточны. Но пока никаких «сильных» решений в этом вопросе не принято, всё остаётся так, как остаётся», - подытожил спикер.
Он пояснил также какие возможны последствия и санкции для работодателя. К каким ещё должностным лицам они применяются. Рассказал о видах и размерах штрафов, а также о процедуре их обжалования.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы