Состоялся вебинар «Нет первичных документов: как подтвердить факт поставки и исключить такой риск в будущем». Мероприятие было организовано Гильдией предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «Бридж Групп».
Основной спикер вебинара – директор по правовым вопросам «Бридж Групп» Алина Павлова – отметила, что «времена, когда сделки заключались рукопожатием, остались в прошлом». В современных условиях важно грамотное составление договоров и контроль за их исполнением. По словам спикера, судебная практика лаконична и жестка: забыл про первичные документы – деньги, полученные по сделке, придется вернуть.
Тему Алина Павлова раскрывала на кейсах, с которыми пришлось столкнуться компании на практике. Бывают ситуации, когда сделка оплачена, товар поставляется, например, на стройку, а уполномоченного лица, который может поставить подпись под «первичкой» и удостоверить поставку, на месте нет. В такой ситуации логично было бы товар не отгружать, а вернуть обратно на склад. Однако, если это крупногабаритный груз и компания-поставщик может понести дополнительные серьезные расходы, да и получатель – давний партнёр, товар отгружается в надежде получить подписи под документами позже. Но не всегда ожидания оправдываются. Контрагент может как отказаться подписывать документы, так и потребовать вернуть деньги, поскольку по бумагам поставки не было. В таких ситуациях эксперт порекомендовала не накалять ситуацию и подключать на самых ранних этапах либо юристов компании, либо медиаторов. При этом Алина Павлова особо отметила нежелательность эмоциональных высказываний в адрес партнёров, в том числе в переписке, особенно если в будущем хотелось бы сохранить партнерские отношения. По мнению спикера, всегда надо пытаться договариваться, в том числе и при помощи медиативных процедур. «В суд вы всегда успеете», - подчеркнула Алина Павлова. Если же договориться все-таки не удалось, при обращении в суд необходимо подготовить доказательную базу. Это могут быть метка геолокации, подтверждающая, что груз был доставлен, сообщения мессенджеров, SMS, информация, полученная с систем видеонаблюдения и ГЛОНАСС-трекеров, свидетельские показания.
В случаях, если контрагент задерживает первичные документы, компания вправе предъявить претензию по этому вопросу, даже если товар оплачен и сделка завершена. «Многие до сих пор не понимают важность первичной документации, а ведь это требование налогового законодательства и особенно важно для тех, кто платит НДС», - отметила эксперт. В случае непредоставления документации фирму может ожидать доначисление налогов, и при крупных сделках эти суммы могут быть весьма внушительными. Если же контрагент после сделки пропал, необходимо подавать иск в суд, предоставив доказательства того, что поставщик был проверен и компания, заключая сделку, проявила должную осмотрительность. Судебная практика показывает, что, если нет документов об отгрузке товара, подпись под документами поставило неуполномоченное лицо, в договоре допущены критические ошибки – считается, что поставки не было. Поэтому, подчеркнула, подводя итог мероприятию, Алина Павлова, важен контроль наличия договорной документации, подписей уполномоченных лиц и обязательных реквизитов.
В завершение вебинара, спикер ответила на вопросы слушателей и пригласила их при необходимости обращаться за бесплатной консультацией в компанию,
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы