23 января в Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол на тему: «Международные аспекты деловых коммуникаций».
Участниками мероприятия стали представители высшего управленческого звена компаний-членов МТПП и предприятий Московского региона, субъекты внешнеэкономической деятельности, эксперты, консультанты.
Как отметил в своем выступлении вице-президент МТПП Сурен Варданян, для успешного ведения бизнеса с иностранными компаниями необходимо учитывать традиции, менталитет, правила коммуницирования той страны, в которой предполагается вести бизнес. Многие предприниматели недооценивают важность навыков ведения деловых переговоров и переписки. Для того, чтобы помочь бизнесменам, которые хотят выйти на иностранные рынки, не сделать ошибок, Палата намерена провести цикл мероприятий, посвященных особенностям ведения бизнеса в разных странах. «Сегодня мы проводим стартовое мероприятие, - отметил Сурен Варданян, - но уже в марте мы планируем организовать круглый стол, посвященный тонкостям ведения предпринимательской деятельности в Германии. На нем мы хотим осветить юридические, экономические и культурологические аспекты».Девять спикеров-практиков поделились опытом работы с бизнес-сообществом стран Западной Европы, США, Китая, Израиля. В их числе: президент Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов, генеральный директор центра «Эффективные практики» Константин Иванов, директор ООО «Мост Менеджмент» Пауль Брук, директор по работе с государственными органами «Американской торговой палаты в России» Игорь Сорокин, генеральный директор ООО «Гебхардт Консалтинг» Петер Гебхардт, председатель Российско-Израильского делового совета Сергей Улин, креативный директор «The Mellows» Иван Пачко, руководитель лингвистического центра «ЕВРОСПИК» Елена Руденкова.
Круглый стол превратился в своеобразный мастер-класс, на котором участники узнали много интересного – главное, там прозвучали конкретные примеры и рекомендации.
Александр Борисов, опыт работы которого с иностранными компаниями начался еще в 1967 году, рассказал о важности кросскультурых коммуникаций. Например, он отметил, что в зарубежном деловом сообществе существует устойчивое мнение о «необязательности» русских бизнес-партнеров. «Мы считаем возможным не отвечать на электронные письма или СМС», - заметил спикер. Если ответ на письмо не приходит в течение получаса, это может быть расценено зарубежными партнерами как неуважение и необязательность. По словам эксперта, необходимо сразу же реагировать абсолютно на все деловые письма, даже если пока нет конкретного результата. «Если просто написать, что мы работаем над этим вопросом – этого уже будет достаточно», - подчеркнул Сурен Варданян.
На круглом столе отмечалась важность владения предпринимателями деловым английским. Ведь переводчик не всегда может передать точный смысл сказанного, а уж про эмоциональную окраску выступления и говорить нечего. А если бизнесмен готовит буклет или презентацию на иностранном языке, эксперты советуют нанять переводчика-носителя иностранного языка. В этом случае есть уверенность в том, что текст будет не только формально переведен, но и адаптирован, что очень важно для передачи точного смысла.
Что касается эмоциональности выступления, то, если, например, в Европе вполне допустимо проявить свои чувства, то в переговорах с партнерами из Таиланда или Бразилии яркие эмоции недопустимы. «Если бразильцы говорят, что они с вами не совсем согласны, на самом деле это означает, что их вообще не интересует то, о чем вы говорите», - рассказал Александр Борисов.
Сотрудничество с Китаем развивается в последние годы крайне быстрыми темпами. И уже многие бизнесмены знают основы ведения переговоров с китайскими партнерами: например, что визитную карточку нужно передавать с поклоном и двумя руками. Но затем необходимо прочитать её содержание, выказав тем самым уважение к её обладателю. Во время переговоров визитки следует выложить перед собой и в ходе беседы их цитировать –называть имя и должность собеседника.
Иван Пачко поделился опытом продвижения компаний в СМИ на азиатских рынках и особенностях, которые необходимо учитывать. Например, он рассказал о том, что в Китае не принято выходить напрямую на журналиста. «Вас должен порекомендовать кто-то из его знакомых. И ни в коем случае нельзя предлагать корреспонденту напрямую вознаграждение за написание и размещение материала – этим можно навсегда перекрыть компании доступ на рынок СМИ этой страны», - особо подчеркнул эксперт.
Первая встреча носила ознакомительный характер, но и в ходе неё предприниматели узнали много нового, полезного и интересного. В дельнейшем, предполагается проведение более узконаправленных семинаров, в которых смогут принять участие бизнесмены, собирающиеся выходить на конкретные зарубежные рынки.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы