В Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол «Дизайн в креативных производствах. Как получить максимум выгоды от взаимодействия», организованный Гильдией креативных индустрий при МТПП.
«На прошлой неделе Президент РФ посетил креативный центр в Москве и отметил, что креативные индустрии играют значительную роль в экономике страны», - сообщил в приветственном слове председатель Гильдии Константин Авагимов. Понятие «креативной экономики» очень ёмкое, включающее в себя множество направлений, причем одним из главных является дизайн. «Говоря о креативных индустриях мы выделяем креативное производство, - продолжил спикер. – В это понятие входят все компании, которые связаны с разработкой креативного визуального контента, к примеру, изготовители и разработчики МАФов, инсталяций, бутафории, изделий, связанных с робототехникой, светом, звуком и т.д.». Если разработка дизайна и изготовление продукта происходит в рамках одной компании, то, как правило, сложностей возникает меньше. «Настоящие проблемы возникают, когда эти две функции разнесены, - подчеркнул Константин Авагимов. – Зачастую люди просто говорят на разных языках. Нам нужно подумать, как их «подружить».
Директор дизайн-студии 2050.ЛАБ Максим Чащин представил три кейса, в которых рассказал о том, как удалось реализовать дизайнерские решения в промышленном производстве. Спикер подробно рассказал о подходах, которые применялись при разработке дизайна вагонов питерского метро, лифтов и линейки бытовой техники. В результате грамотно организованного диалога решения получились реализуемыми и яркими.
«Мы часто слышим со стороны бизнеса претензию, что образование запаздывает, - рассказала первый проректор Московского университета имени А.С. Грибоедова» (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова) Наталья Автионова. – Мы даем базовые, академические, а не актуальные знания». Эксперт сообщила, что совместно с МТПП Университет создает базовую кафедру, в ходе обучения на которой студенты смогут получать знания «из первых рук» от представителей бизнеса. Университет заключил соглашение как с МТПП, так и с Гильдией креативных индустрий. «Наша идея заключается в вовлечении профессионального сообщества в образовательный процесс». Учащиеся уже с первого курса будут прорабатывать конкретные кейсы, решать задачи, необходимые производству. Университет же получит неценимый опыт по учёту требований работодателей к необходимым знаниям и умениям обучающихся.
Основатель и руководитель Межрегионального Центра развития креативных индустрий Татьяна Храпко раскрыла механизм создания коллабораций как основы долгосрочных партнерств креативного бизнеса и дизайна. Спикер отметила различие целей и задач дизайнера (визуализация, передача смыслов, творческое самовыражение) и креативного бизнеса (соответствие запросу, функциональность, реализуемость). Она рассказала, что Центр берёт на себя роль «третьей камеры», задачами которой являются перевод диалога с клиентом на понятный ему язык, координация взаимодействия участников процесса, фокусировка на результат и т.д. Творческие люди, отметила Татьяна Храпко, часто плохо понимают бизнес-процессы, не всегда соблюдают дедлайны. Для них разрабатываются бизнес-программы, начиная от интенсива и заканчивая акселератором.
Проектный директор digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина представила возможности, которые открывает для промышленных компаний и дизайнеров участие в конкурсе «Фабрика дизайна 2.0» для эффективного продвижения. Спикер на примерах рассказала о поддержке, которую получают участники конкурса в сфере медиа, и привела практические примеры успешного использования инструментов продвижения.
Творческий директор O&P branding, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института бизнеса и дизайна, член Ассоциации Брендинговых Компаний России (АБКР) Николай Облапохин выступил с докладом «Дизайн и брендинг как инструменты решения задач российского производителя. Барьеры и вызовы в процессе проектирования и внедрения решений». Спикер отметил, что на высококонкурентном рынке только дизайн отличает один товар от другого, он формирует идентичность бренда. Спикер привел кейс разработки дизайна для линейки продукции химической защиты для компании, которая работает в сфере В2В. Николай Облапохин рассказал, что его фирма не только разработала дизайн для каждой линейки, но и создала инструкцию, следуя которой в дальнейшем при выпуске новых продуктов можно было их брендировать в едином стиле. Второй кейс спикера касался создания «точек притяжения» для малых городов на примере проекта «Читающая Сатка».
Арт-директор коммуникационного агентства «Имэджин Групп», основатель проекта Альткинопостер, арт-директор маркетплейса BrаndSmart.shop Сергей Канатьев выступил с предложением создать в городе Центр визуальных коммуникаций. Это мог бы быть интерактивный музей – меняющееся пространство, где зрители участвуют в его преобразовании. Центр может быть ориентирован, в основном, на семьи с детьми. Там они могли бы совершить дизайн-прогулку, поучаствовать в мастер-классах, получить возможность раскрыть свои творческие способности, начать формировать дизайн-мышление.
Владелец ателье премиальной мебели «Эрта» Александр Никитин отметил, что самой большой проблемой его сферы деятельности являются кадры. Он привел несколько инженерных решений для выполнения мебели, которые возможно осуществить только при наличии у работников высочайшей квалификации.
Профессионалы отрасли отметили важную роль, которую уже начала играть Гильдия креативных индустрий при МТПП в жизни сообщества. По мнению участников, широкое обсуждение проблем отрасли, тем более такой разнообразной как креативная экономика, будет способствовать выработке оптимальных решений.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы