В Московской торгово-промышленной палате прошла конференция «Бизнес-культура коворкингов: новые форматы и тренды». Это первое мероприятие, организованное новой общественной структурой МТПП – Гильдией операторов офисных пространств и коворкингов.
Как отметил Президент МТПП Владимир Платонов, среди членов Палаты – много представителей малого, среднего и микробизнеса. МТПП старается помогать предпринимателям, предоставляя новые востребованные услуги: это и бесплатное размещение своих товаров и услуг на электронной торговой площадке «Бизнес-маркет», и юридическая помощь в подготовке типовых документов. «Мы поддержали идею создания общественной структуры, в которую объединились представители сферы арендного бизнеса и организаторы коворкинг-пространств. Во время кризиса часто появляются новые идеи, новые предложения, на новых площадках коворкинга можно прийти и реализовать себя».
Сейчас гибкие рабочие пространства – в них входят и коворкинги – среди офисной и коммерческой недвижимости в Москве занимают всего 1% объема, сообщила руководитель департамента офисной недвижимости Cushman&Wakefield Наталья Никитина. Однако этот сектор - один из самых активно развивающихся на рынке вместе с IT, eCommerce, банками, финансами и госсектором. Его рост достигает 40% в год. По данным консалтинговой компании CBRE, Москва занимает 7 место в рейтинге городов Европы по размеру фонда гибкой офисной недвижимости. Лидерами рейтинга стали Лондон, Париж и Берлин. Оценочная емкость рынка коворкингов в Москве составляет около 25 млрд руб. или 8,6 млн кв. м.
Коворкинги и другие открытые пространства особенно интересны «миллениалам», подчеркнула Наталья Никитина. «У миллениалов нет денег, поэтому они так активно используют экономику совместного потребления – каршеринг, коворкинг, коливинг», - подчеркнула эксперт. Новое поколение серьезное внимание уделяет тому, чтобы офисное пространство было удобным, светлым и экономичным. «Портрет арендатора – он очень разный, рассказала Наталья Никитина – это и стартапы, и представительства международных компаний, и фрилансеры, и крупные корпорации». Как раз интерес последних в гибким офисным пространствам эксперт назвала новым трендом на нашем рынке.
Но традиционно коворкинги особый интерес представляют для представителей микро-, малого и среднего бизнеса, отметил в своем выступлении заместитель председателя Гильдии операторов офисного пространства и коворкингов МТПП Юрий Лобанов. Именно такие предприниматели пользуются услугами небольших коворкингов, «более дешевых, подальше от метро, в спальных районах». «Многие начинающие предприниматели и уже действующие организации малого и среднего бизнеса перестали приобретать юридические адреса и начали переходить на коворкинги, где регистрируются по месту нахождения, - пояснил Лобанов. - Такова тенденция в мелких коворкингах и смарт-офисах». Предприниматель получает там не только помещение и оргтехнику, но еще и целый набор услуг: помощь в создании предприятия, минимальную юридическую поддержку в подготовке документов и элементарное бухгалтерское сопровождение. «На старте это совсем небольшие суммы, и с них человек может стартовать, а потом перейти в средний и крупный бизнес» - подчеркнул Юрий Лобанов.
Руководитель отдела имущественной поддержки ГБУ «Малый бизнес Москвы» Анна Привалова рассказала участникам конференции о том, что Правительство Москвы развивает в городе сеть бесплатных коворкингов для начинающих предпринимателей. Сейчас действует 7 коворкингов на базе Центров поддержки бизнеса в нескольких округах столицы. Получить оборудованное рабочее место совершенно бесплатно может любой предприниматель, чье ИП или ООО зарегистрировано на территории столицы. С физическими лицами и самозанятыми Центры поддержки бизнеса не работают.
Серьезное внимание на конференции было уделено тому, как должно выглядеть идеальное офисное пространство в коворкинге. Были представлены точки зрения как арендаторов, так и операторов офисных пространств. Отмечалось, что пользуются спросом помещения, чей интерьер выполнен в светлых тонах, где много света (причем желательно дневного), есть зоны для общения. По мнению партнера проекта «Коллектив» Марии Уваровой, самое главное в коворкингах – это создание комьюнити (сообщества). Именно образование сообщества способствует взаимовыгодному сотрудничеству всех вовлеченных в процесс - резидентов, их партнеров, гостей офиса. Для общения в коворкингах проводятся различные мероприятия, начиная от чаепитий и заседаний разговорных клубов, и заканчивая занятиями йогой. Все эти активности приводят к созданию в стенах коворкингов новых коллабораций.
Управляющий партнер SOK Ирек Аллаяров отметил, что корпоративные клиенты коворкингов особое внимание уделяют эффективности работы своих сотрудников, поэтому для них важны и вдохновляющий дизайн пространства, и качество вентиляции. «Проектирование коворкинга должно происходить с учетом более плотной рассадки людей. Мы вкладываем деньги в инженерную инфраструктуру, в том числе в воздух. Мы устанавливаем дополнительные приточно-вытяжные установки, которые позволят держать качество воздуха выше, чем предусмотрено нормативами, примерно на 25 процентов».
Управляющий директор ОЭЗ «Технополис «Москва» Олеся Мальцева рассказала о тех возможностях, которые открываются предпринимателям на его территории. Она подчеркнула, что технополис обладает развитой инфраструктурой, которой могут пользоваться не только резиденты технополиса, но и управленцы, и сотрудники предприятий, расположенных на его территории. Спикер пригласила всех желающих посетить технополис и лично убедиться в том, что там созданы все условия для ведения высокотехнологичного бизнеса.
Работа в коворкингах и открытых пространствах заменила горожанам общение на улицах и в очередях, подвел итог конференции Владимир Платонов. «То, как Москва изменилась к лучшему – это заслуга предпринимателей, которые на свой страх и риск создают то прекрасное, чем мы гордимся», - заявил он.