16 мая в Московской торгово-промышленной палате состоялась дискуссия на тему: «Управление проникновением компаний малого и среднего бизнеса на региональные рынки: стратегии, технологии, лучшие практики». Мероприятие было организовано Комитетом МТПП по консалтингу.
Поясняя актуальность заявленной темы, председатель Комитета Лидия Чукина заявила: «Межрегиональное сотрудничество является одним из важных показателей экономического развития. В девяностые годы многие межрегиональные связи были утеряны. Доля межрегионального валового продукта в 1994 году упала с 25 до 16 процентов. Спустя достаточно много лет этот показатель не сильно вырос. Майские указы Президента отмечают необходимость гармоничного, равномерного территориального развития, а оно невозможно без межрегионального сотрудничества. Это означает, что в данной сфере заложен огромный потенциал». Одним из основных методов вхождения на новые рынки представителей МСБ глава общественной структуры МТПП назвала изучение стратегий развития регионов, в которых указаны основные отраслевые приоритеты. Крайне полезно будет, по мнению спикера, если предприниматели обратятся к тем консультантам, которые принимали участие в разработке этих стратегий: они могут вычленить те сегменты рынка, в которых есть возможность развивать бизнес.
Одной из задач мероприятия стало выявление особенностей проникновения производственных компаний малого и среднего бизнеса на региональные рынки с учётом специфики текущей ситуации, которая открывает дополнительные возможности для экстенсивного развития. Эксперты с многолетним предпринимательским опытом представили кейсы из своей практики, обозначив сильные и слабые стороны реализованных подходов.
Генеральный директор группы компаний «Степ-бай-степ» Анастасия Птуха рассказала, какую стратегию правильно выбирать при освоении региональных рынков с учетом всех местных особенностей. Докладчик особо отметила, что при выходе на региональные рынки представителям малого и среднего бизнеса необходимо очень внимательно изучить экономическую ситуацию в регионе и найти ту нишу, в которой они могли бы преуспеть.
Директор по развитию группы компаний «Консалтика» Евгения Зябкина привела примеры того, как использование франчайзинга помогает осуществлять экспансию в регионы и масштабировать таким образом свой бизнес. Она особо остановилась на вариантах, когда используется франшиза не в своем классическом виде, а внедряется в готовый бизнес в качестве составляющей части (например, авторское меню шеф-повара). Спикер пояснила, что если брать сектор общественного питания, то в различных регионах отличаются как уровень доходов, так и традиции приема пищи. «У москвичей основная проблема – это нехватка времени, они ходят в ресторан или кафе просто поесть (чаще всего), а в регионах поход в ресторан – это событие. Там посетители «гуляют на последние», и все эти тонкости необходимо учитывать при переносе бизнеса в другой город». Иногда приходится менять интерьер, удешевлять меню, учитывать национальный состав населения.
Генеральный директор, управляющий партнёр компании Salecraft Александр Ерохин разъяснил тонкости организации отделов продаж в регионах, а эксперт по системе эффективного маркетинга «90 дней» Роман Земцов на конкретном примере рассказал о создании региональной дилерской сети.
Заместитель генерального директора Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Александр Ермошин сделал доклад на тему: «Европейская сеть поддержки предпринимательства Enterprise Europe Network как инструмент продвижения на рынки».
Все участники смогли задать вопросы докладчикам и принять участие в дискуссии. Как отметила Лидия Чукина, все присутствовавшие на мероприятии имеют большой практический опыт в том числе и в области внедрения на региональные рынки, поэтому общение получилось очень живым и взаимополезным.
Мероприятие организовано при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.