23 марта состоялся очередной онлайн блиц-турнир «Ключевые параметры для оценки перспектив развития своего бизнеса: ваши вопросы – наши ответы». Организаторы мероприятия – Комитет МТПП по консалтингу и Национальная гильдия профессиональных консультантов (НГПК).
Мероприятие является третьей по счету бизнес-встречей из серии бесплатных консультаций ведущих российских консультантов по управлению, готовых ответить на вопросы слушателей в прямом эфире.
«Коллеги ждут от нас, во-первых, практических кейсов об эффективной реализации проекта, решении проблемы в той или иной организации и, во-вторых, рассказов о конкретных инструментах, методиках. Надеюсь, что в наших блиц-турнирах будут сочетаться оба подхода», – отметила во вступительном слове модератор мероприятия – председатель Комитета по консалтингу, генеральный директор Национальной гильдии профессиональных консультантов (НГПК) Лидия Чукина. Она также предложила участникам отметить в конце мероприятия лучший вопрос из заданных.
Участники блиц-турнира дали ответы на серию вопросов: как заметить «сбои» в своем бизнесе на максимально ранней стадии? Есть ли параметры, которые должны показать, что с бизнесом необходимо что-то делать, пока не пройдена «точка невозврата»? Изменил ли эти критерии коронакризис? Должна ли диагностика бизнеса быть постоянным процессом и каково ее место в бизнес-стратегии? Чем понятие «развитие бизнеса» отличается от понятия «функционирование бизнеса»? Как работать с «внутренним видением бизнеса» руководителя? Является ли это понятие ключевым параметром для консультанта или нет?
Специалист в области повышения эффективности и оптимизации систем управления Борис Карабанов считает, что наиболее заметным «индикатором неблагополучия», который должен насторожить директора компании или ее собственника – это кассовый разрыв. Параметр кассовых разрывов должен быть заложен в разработанную компанией стратегию управления рисками. Как правило, к кассовым разрывам приводят те или иные нарушения в цепочке продаж. В любом случае, заключает Борис Карабанов, в компании должны четко понимать, какие «коридоры отклонения» в ключевых параметрах свидетельствуют о неблагополучии.
«Если компания говорит о развитии, должно быть представление, куда оно ведет», – настаивает Борис Карабанов. По его мнению, пассивное ожидание результата означает, что компания будет подниматься и падать вместе с рынком. В пример он привел рынок недвижимости накануне кризиса 2008 г. Он также рассказал об «упреждающей» обратной связи, предостерег, что «если компания не смотрит в будущее, она не успеет отреагировать на изменения». Чем жестче условия, в которых оказалась компания, тем нужнее ей наличие стратегии, считает он. При этом модель управления изменениями зачастую формируется из результатов диагностики, которая становится «мощным инструментом формирования будущего». Он привел любопытный пример удачного мозгового штурма сотрудников компании для воплощения в жизнь смелых планов собственника, однако подчеркнул, что «за нос человека не приведете к счастью» – иными словами, навязывать свое представление собственнику для консультанта может быть опасно: навязанное извне рано или поздно может вызвать отторжение. По мнению Карабанова, если консультант категорически не согласен с видением заказчика, он должен либо реализовать то, что тот хочет, предупредив его о «подводных камнях», либо отказаться от работы с ним.
«Универсальных систем, одинаково подходящих всем компаниям, к сожалению, не бывает – каждый бизнес имеет свои нюансы, – напоминает специалист в области повышения эффективности бизнес-процессов Виталий Елиферов. – Один собственник вкладывает прибыль в развитие, второй – в новый бизнес, третий тратит на себя. Поэтому бухгалтерская прибыль не всегда отражает реальную картину». По его словам, собственник должен добиться того, чтобы информация о происходящем в компании поступала к нему без ограничений. Виталий Елиферов также рассказал о горизонтах просмотра информации, управления рисками и принятия решений, указал на опасность работы на посту финансового директора человека с бухгалтерским мышлением». «Управлять компанией по правилам бухучета, – предостерег Виталий Елиферов, – это все равно, что управлять машиной только по зеркалам заднего обзора, с заклеенным передним стеклом» – ведь бухгалтерия “обрабатывает” события после их завершения».
Диагностика в компании обязательна, особенно при стагнации бизнеса, считает Виталий Елиферов, потому что позволяет выйти из сложной ситуации с минимальными потерями. К диагностике могут относиться разные процедуры, в частности, предусмотренные системой внутреннего контроля или внутренних аудитов.
Что касается заказчика, то приходится проверять насколько он «консультабелен» и к какому типу относится – «администратор», «предприниматель», «интегратор». Эти характеристики подскажут, как с ним работать дальше.
Лучшим вопросом был признан вопрос предпринимателя Максима Панина. Ему была обещана награда – часовая бизнес-консультация или коуч-сессия.
Следующий блиц-турнир состоится 6 апреля, сообщила в заключение Лидия Чукина. Он будет посвящен вопросам, связанным с управлением персоналом, в том числе в условиях пандемии.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы