11 декабря в Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол «Прейскурант коммерческих медицинских организаций: проблемы и риски при несоответствии прейскуранта новой Номенклатуре медицинских услуг», организованный Гильдией производителей медицинских товаров и услуг МТПП и Комитетом по здравоохранению и медицинской индустрии МТПП.
Экспертное обсуждение с участием руководителей и юристов частных медицинских клиник касалось приказа Минздрава от 13.10.2017 г. № 804н «Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг», который унифицирует и регламентирует коды и наименования медицинских услуг. Представители частного бизнеса отметили, что в нем отсутствуют коды для некоторых наименований медицинских услуг и технологий, что вызывает вопросы о возможности его применения.
«Мы получаем много вопросов в основном от представителей частных клиник. Уже есть ситуации, когда представители бизнеса судятся с проверяющими органами, потому что считают, что есть противоречия в нормативно-правовых актах», - сообщил председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии Олег Рукодайный.
Юрист Лиги стоматологических предприятий Наталья Розанчугова очертила проблематику: «С момента вступления приказа в силу частные медицинские организации попытались изменить свой перечень медицинских услуг под новый перечень кодов, но не у всех это получилось. В частности, много вопросов в стоматологии. При этом данный приказ не содержит алгоритма: что делать частной медицинской организации, если какой-то услуги в номенклатуре нет, как отражать ее в чеках. Каждый раз заставлять частные медицинские организации ходить в суды и опровергать вынесенные решения, наверное, не совсем правильно», - сказала она.
Проблема также в том, что пробел в нормативных документах влечет за собой риски санкций со стороны надзорных органов. На соответствие прейскурантов и фискальных документов номенклатуре приказа № 804н обращают внимание Роспотребнадзор и Федеральная налоговая служба, в регионах уже есть прецеденты по привлечению медицинских организаций к административной ответственности.
Гильдия и Комитет МТПП решили обратиться в Министерство здравоохранения с письмом за разъяснениями. Минздрав уже выпустил в июле разъяснительное письмо, в котором говорится, что номенклатура содержит обобщенный перечень медицинских услуг, и медицинская организация по своему усмотрению может конкретизировать услугу в зависимости от способа исполнения. Однако в том же письме сказано, что медицинские услуги должны соответствовать номенклатуре. Неоднозначная трактовка нормативно-правовых документов создает коллизию и мешает нормальной работе медорганизаций, подчеркнула Наталья Розанчугова.
Участники также затронули тему стандартов оказания медицинских услуг – большинство стандартов было издано, когда действовала прежняя номенклатура, а изменения в стандарты не вносятся.
Председатель Гильдии производителей медицинских товаров и услуг Ольга Белоус обратилась с вопросом к представителю ФНС о том, квалифицируется ли услуга как немедицинская, если она не соответствует наименованию в номенклатуре (или не внесена в нее).
Заместитель начальника отдела камерального контроля УФНС России по городу Москве Григорий Палий отметил, что организация должна указывать в чеке тот вид услуги, который действительно был оказан. Если услуга не соответствует номенклатуре, это может нести потенциальные риски. Он также заметил, что ситуация с отсутствием кода услуги в номенклатуре пока никак не урегулирована, в связи с чем ФНС подготовит запрос в Минздрав.
Относительно проверок медицинских организаций специалист отдела надзора за лечебно-профилактическими учреждениями Роспотребнадзора Евгений Хасаншин рассказал, что в случае проверки инспектируется фактическое наличие прейскуранта с подписью руководителя и печатью, а также факт его доступности для пациентов. Содержание прейскуранта – сфера ответственности Росздравнадзора. Проверки могут проводиться только 1 раз в 3 года, этого графика Роспотребнадзор придерживается, если не поступают жалобы пациентов.
Руководитель компании «Медикал Групп» Анна Соломахина отметила, что для дополнения номенклатуры можно обратиться в соответствующий отдел стандартизации Минздрава, однако этот путь очень трудоемкий.
В заключение обсуждения руководитель Гильдии Ольга Белоус подчеркнула, что задача Гильдии – найти единую интерпретацию нормативно-правовой базы, что позволит частным медицинским организациям четко понимать правила игры и соблюдать действующее законодательство. Она отметила, что бизнес может внести свои предложения и конкретизировать позиции для формирования запроса ФНС в Минздрав. Кроме того, она предложила представителям органов власти и контроля провести разъясняющие мероприятия на площадке МТПП.
Мероприятие организовано при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.