1 октября Гильдия устойчивого развития при МТПП организовала и провела круглый стол на тему «Регулирование деятельности блогеров в России».
Экономист, член Совета блогеров Ольга Фатеева обсудила с участниками круглого стола тему нового закона о регистрации блогеров и его последствиях. «Блогерство в наши дни – это не только креатив и любимое дело. Это также и юридическая ответственность. Надо знать законы, чтобы не было последствий», - сообщила спикер. Она напомнила, что Госдума приняла законопроект о том, что блогеры, у которых больше 10 тысяч подписчиков, должны быть зарегистрированы. Новый закон должен вступить в силу 1 ноября. Он предусматривает, что блогеры с 10 тысячами подписчиков должны передавать сведения о себя в Роскомнадзор (РКН). Под действие закона попадают социальные сети, которые зарегистрированы в реестре РКН. «Если не передаёте свои данные в Роскомнадзор, то он может направить владельцу социальной сети требование об ограничении доступа к странице. Более того, с 1 января 2025 года у РКН будет право блокировки каналов, которые не предоставили свои данные», - пояснила Ольга Фатеева. Однако, если канал был заблокирован, но его владельцы потом передали необходимые сведения, Роскомнадзор, уверена спикер, его тут же разблокирует. Учитываются только подписчики канала, а не его просмотры.
Психолог, блогер-миллионник, основатель продюсерского центра «Лети и победи» Виктория Николаева рассказала о безопасном размещении рекламы. «Считаю, что надо разделить инфобизнес – за него должны отвечать агентства, автоматически должно что-то маркироваться; есть определённое положение, где и что является рекламой. Надо проанализировать – как сделать так, чтобы лучше продвигать мелкий бизнес, чтобы он не умер», - предложила Виктория Николаева.
Юрист-международник компании «ЛигалПроЛекс» Юрий Москалев рассказал о рисках клиентов при работе с агентами блогеров, перечислил способы их минимизировать. «Мы можем помочь. Если есть спрос, если есть необходимость в этом. Можем выстроить механизм, чтобы блогеры понимали, что можно делать и какая наступит ответственность», - заверил Юрий Москалёв.
PR-директор и исполнительный продюсер артистов и блогеров Елизавета Колегина уверена, что в современном мире блогеры не только являются создателями контента, но и становятся важной частью общественной жизни: они формируют общественное мнение, задают тренды. «Важным аспектом успешного блогера является взаимодействие с аудиторией. Каждое объявление, каждая рекомендация – это для многих не просто слово, а вызов, который может повлиять на жизнь человека, его выбор и предпочтения», - сказала Елизавета Колегина. Её выступление называлось «Социальное блогерство – по зову сердца». Спикер подчеркнула, что лидеры мнений должны быть осторожны в суждениях, нести позитивный вклад.
Затем участники мероприятия перешли к обсуждению проекта будущего кодекса ответственного блогерства и этического лидерства. Целью обсуждения было создание четких рекомендаций для блогеров по соблюдению нормативных и этических норм, усиление саморегуляции в блогосфере и укрепление доверия со стороны общественности и бизнеса. «Довольно интересная тема – выпускают рекомендаций много, но нет механизма реализации. Это вызывает с одной стороны некорректное поведение блогеров, а с другой – решения принимается по принципу «а как посмотрит конкретный проверяющий». Вопросов много. Надеюсь, наше сообщество даст поддержку блогерам с одной стороны и государству с другой», - сказала модератор круглого стола, председатель Гильдии устойчивого развития при МТПП Анна Золоторевская.
Сопредседатель Гильдии устойчивого развития, методолог в области устойчивого развития Ирина Линник предложила за базу будущего кодекса взять 9 пунктов. Они, по мнению спикера, помогут создать «определённые условия блогерского сообщества, когда можно отличить блогеров, придерживающихся определённых ценностей». Вот эти пункты:
- честность и прозрачность;
- уважение к аудитории;
- соблюдение авторских прав;
- забота о качестве контента;
- социальная ответственность;
- соблюдение закона о маркировке рекламы;
- конфиденциальность и защита данных;
- ответственность за правдивость и этичность контента;
- этичное взаимодействие с другими блогерами.
«Если человек подписывает данный кодекс, он заходит в сообщество уже с определённой базой знаний и навыков, а также с репутацией. И одной из целей может быть донесение с помощью этих блогеров до общества необходимость развиваться и получать знания», - добавил Юрий Москалёв. Юрист добавил, что «необходимо понять спрос, потому что люди должны понимать, зачем они к этому кодексу должны присоединиться»: нужно иметь в виду, что должна быть какая-то выгода для тех, кто подписывает этот кодекс.
Инвестор, социальный предприниматель, основатель ESG-клуба Сколково, член Попечительского совета БФ «Жизнь как чудо» Алина Ковалёва поделилась практикой ведения блога и взаимодействием с аудиторией и партнёрами.
В ходе нетворкинга все участники мероприятия смогли обменяться мнениями на обсуждаемую тему.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы